Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Пантеон России

Около года назад ко мне обратились серьезные люди (не из правительственных структур!) и пожаловались: дали деньги (немалые!) двум институтам Академии наук на составление списка "Пантеон России" - людей, которыми мы могли бы гордиться; институты денег взяли, а список не составили. Я взялся составить такой список в одиночку (с учетом советов 1-2 коллег), составил и десять месяцев назад передал заказчику. Бесплатно. Дальше - тишина. Если он появится как продукт коллективного творчества чиновников и номенклатурных академиков, получивших изрядный распил, я огорчусь. Поэтому начинаю публиковать его - именно с целью обнародования своего авторского продукта. Список не аннотированный. Будучи попыткой "впихнуть невпихуемое" в ограниченный объем, он отразил не столько мои личные симпатии и антипатии, сколько стал попыткой создать нечто приемлемое для всех, кроме экстремистов разной окраски. Политически мотивированные и идеологически ангажированные комментарии очень НЕ приветствуются.

Пояснения:

  1. Иван Грозный, Николай II, Ленин, Сталин, Тухачевский, маршал Жуков, Маяковский, академик Лихачев и некоторые другие пропущены сознательно.
  2. В списке не отражены иностранцы на русской службе (Лефорт, Брюс, Камерон, Расстрелли, Росси)
  3. В списке не отражены ныне здравствующие/

    ПРАВИТЕЛИ

    Ярослав Мудрый (978-1054)

    Владимир Мономах (1053-1125)

    Даниил Галицкий (1201-1264)

    Александр Ярославич Невский (1221-1263)

    Иван Калита (1288-1340)

    Дмитрий Иванович Донской (1350-1389)

    Алексей Михайлович (Тишайший) (1629-1676)

    Петр I (Великий) (1672-1725)

    Екатерина II (Великая) (1729-1796)

    Александр II (Освободитель) (1818-1881)

    Александр III (Миротворец) (1845-1894)

     

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ («УПРАВЛЕНЦЫ»)

    Григорий Александрович Потемкин (1739-1791)

    Николай Семенович Мордвинов (1754-1845)

    Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839)

    Александр Михайлович Горчаков (1798-1883)

    Павел Петрович Мельников (1804-1880)

    Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809-1881)

    Сергей Юльевич Витте (1849-1915)

    Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

    Николай Александрович Вознесенский (1903-1950)  

    Алексей Николаевич Косыгин (1904-1979)

     

    ПОЛКОВОДЦЫ. ВОЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ  (20)

    Козьма Захарович Минин (?-1616) и Дмитрий Иванович Пожарский (1578-1642)

    Борис Петрович Шереметев (1652-1719)

    Петр Александрович Румянцев (1725-1796)

    Александр Васильевич Суворов (1729-1800)

    Федор Федорович Ушаков (1745-1817)

    Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813)

    Дмитрий Николаевич Сенявин (1763-1831)

    Алексей Петрович Ермолов (1777-1861)

    Павел Степанович Нахимов (1802-1855)

    Дмитрий Андреевич Милютин (1816-1912)

    Николай Николаевич Обручев (1830-1904)

    Михаил Дмитриевич Скобелев (1843-1882)

    Степан Осипович Макаров (1848/49-1904)

    Антон Иванович Деникин (1872-1947)

    Владимир Григорьевич Федоров (1874-1966)

    Михаил Васильевич Фрунзе (1885-1925)

    Борис Михайлович Шапошников (1882-1945)

    Константин Константинович Рокоссовский (1896-1968)

    Родион Яковлевич Малиновский (1898-1967)

    Сергей Георгиевич Горшков (1910-1988)

Продолжение следует.




natali_v23 August 26th, 2011
Патент на список регистрируй оперативно!
Потом будешь номенклатуру гонять :))

molodiakov August 26th, 2011
Знать бы, как это сделать!!!

/меланхолично/

vogluskr August 26th, 2011
По управленцам - я бы предложил Меньшикова, Аракчеева и Малышева. Малышева обязательно.

babs71 August 26th, 2011
1. Отсутствие в списках правителей Ивана III выглядит, мягко говоря, странным (так же как не совсем понятно, за какие заслуги попал в список Александр III).
2. Александра Невского логичнее перенести в полководцы (его заслуги в качестве правителя, ИМХО, спорны).
3. Степана Осиповича Макарова, возможно, стоит перенести в ученые (его заслуги неоспоримы в области кораблестроения и океанографии, а вот с военными заслугами, ИМХО, несколько хуже).
4. Я понимаю, что Жуков - "срачепровоцирующая" фигура, но, тем не менее, список полководцев, в котором есть Рокоссовский и Малиновский, но нет Жукова - катастрофически неполон. Не стоит идти на поводу идиотов, вопящих про "кровавого маршала".
Кстати, а где Конев и Ватутин? Их тоже явно следует внести.

molodiakov August 26th, 2011
О как! Спасибо всем! Сразу поясняю: 1) список не резиновый; 2) должны быть более-менее поровну представлены все эпохи, без перекоса - по возможности - в сторону какой-либо из них; 3) принимаются во внимание личные данные: не должен (особо) воровать и т.д.; 4) не включаются заведомо одиозные фигуры, вне зависимости от справедливости//несправедливости репутацаии. Меньшиков отпадает по п.3, Аракчеев по п.4 (хотя рассматривал обоих), Малышев принимается как вариант к Вознесенскому, Огарков - к Горшкову, Конев - к Рокоссовскому или Малиновскому (по п.1). Александр III попал в список как "Миротворец" (ну и за контр-реформы:))). Жукова и Ивана Грозного в моем списке не будет. Что до отнесения к той или иной категории, то это сугубо рабочий момент: главное общий список.

vkryukov August 26th, 2011
Жукова и Ивана Грозного в моем списке не будет

Рукопожатно и совестливо.

igorkurl August 26th, 2011
Господин Молдяков,

А у меня вопрос - вы понимаете серьёзность подобных подозрений и обвинений?
Вот уже некто Александр Дюков, основываясь на этих словах, в комментах своего ЖЖ обвинил фактически в воровстве ... Институт российской истории РАН. Снчала грязный намёк, потом обвинение.
Большая к Вам просьба - конкретизировать Ваше сообщение, что именно Вы слышали, от кого, каков доказательный вес этих заявлений и какие именно академические институты имеются вами в виду.
Обращаться к А. Дюкову по этому вопросу считаю бессмысленным за его вероятной невменяемостью.
С искренним уважением,
Игорь Курляндский, ИРИ РАН, г. Москва.

molodiakov August 26th, 2011
Господин Курляндский,
1) Я никого ни в чем не подозреваю и тем более не обвиняю. 2)Сказанное мне в сугубо частном порядке я могу предать гласности только в общих чертах, без какой-либо конкретики. 3)Со свечой не стоял, поэтому тем более ничего конкретного. 4) К г-ну Дюкову я не имею никакого отношения и не знаком с ним. Равно как и с Вами.

vadiml August 26th, 2011
А Ивана III сознательно не включили?

ЗЫ Для меня Александр II -- спорный правитель, уж очень плоха была реализация его реформ. А Александр III, по моему, многое не успел.
Пётр I по деяниям, по тому что и как он проводил равноценен Ивану Грозному и Сталину.

molodiakov August 26th, 2011
Да, Ивана III надо. Про обоих Александров Вы правы - список не безусловен, равно как и отбор. И насчет Петра сомнения были: никаких иллюзий, но "Петра творенье"... Как с этим быть?

alwin August 26th, 2011
Достаточно спорно выглядит А.И. Деникин. Понятно, что он тут олицетворяет "белое движение", но олицетворяет, как мне кажется, довольно неудачно, т.к. особыми военными талантами во время ПМВ и Гражданской войны, будем честны, не блеснул. Если нужен кто-то из "белого" лагеря, то лучше уж на его место Слащева-Крымского.

Удивляет также отсутствие в списке А.А. Брусилова, фигуры, ставшей символом самого крупного успеха русской армии в ПМВ, и не совсем понятна причина, по которой в списке нет Тухачевского - как ни крути, одного из самых талантливых военачальников времен ГВ.

glueckwunsch August 26th, 2011
Ну насчёт "самого крупного успеха русской армии в ПМВ" я бы очень поспорил. С этой точки зрения лучше Юденича. Хотя, на мой взгляд, обе фигуры не достаточно масштабны.

Насчёт Деникина и Слащёва-Крымского полностью согласен.

igorkurl August 26th, 2011
Вообще мне Ваша идея относительно такого Пантеона нравится...

molodiakov August 26th, 2011
Идея не моя. Исполнение - мое.

litav August 26th, 2011
Что я могу сказать, когда все уже давно сказано: Не сотвори себе кумира!

И мине тоже не сотвори, пожалуйста!))

molodiakov August 26th, 2011
Пока это не стало обязательным...))))

carcass_ss August 26th, 2011
Аракчеева нет. обеспечение победы кутузова в Отечественной Войне, воссоздание русской артиллерии и реогранизация системы управления страной.

carcass_ss August 26th, 2011
увидел ваш коммент выше.
всё же заслуги аракчеева перед страной выше чем его "одиозность".
жуков - та же история.

glorfindeil August 26th, 2011
Гм. Есть Муравьёв, но нет Невельского?

molodiakov August 26th, 2011
Невельской идет по разряду "Путешественники". Все есть! Там же внизу написано "Продолжение следует"!!

igorkurl August 26th, 2011
Ну, а где церковные деятели? Если есть Муравьев-Амруский, то должен быть герой моей первой книги святитель Иннокентий (Вениаминов). Затем не забудем, думаю, хорошо известного Вам святителя Николая Японского и многих других.

molodiakov August 26th, 2011
Вы слова "Продолжение следует" видели?

rogatkina_ezhik August 26th, 2011
Русский Пантеон, многажды обсужденный, уже представлен на новгородском памятнике "Тысячелетие России")))
Кто Вам сказал, что список не был составлен? Насколько я знаю из СМИ - был, и даже всенародное голосование в прошлом году прошло по этому списку (в соответствии с задачами соответствующего ТВ-проекта), хотя и с подтасованными результатами.

molodiakov August 26th, 2011
Во-первых, памятник "Тысячелетие России" воздвигнут полтора столетия назад. Во-вторых, он несколько идеологически ограничен. В-третьих, он пространственно тесноват. К проекту "Имя России" мой список отношения не имеет.

rogatkina_ezhik August 26th, 2011
С другой стороны, умственные экзерсисы, конечно, полезны для любого homo sapiens. Хорошо, что Вы так себя занимаете, нимало не беспокоясь тем, что это останется фактом только Вашей биографии. Вызывает уважение.

va_sav August 26th, 2011
Извините, а Константин Петрович Кауфман в этот список не попадает?

molodiakov August 27th, 2011
Ох, богата талантами Земля Русская! Как всех вместить!

?

Log in

No account? Create an account