Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

"Тьма сотрет наши лица" (2): Сен-Лу "Добровольцы"

Прочитал документальный роман (пожалуй, это самое точное определение) французского писателя Сен-Лу "Добровольцы" (Les volontaires; 1963), посвященный Легиону французских добровольцев против большевизма (Legion des volontaires francais contre le bolchevisme; сокращенно LVF или ЛФД), который воевал на Восточном фронте в 1941-1944 годах.



Сначала об авторе.
Сен-Лу (Saint-Loup, "Святой волк", но здесь это распространенное географическое название) - псевдоним Марка Ожье (Marc Augier; 1908-1990). Лыжник и альпинист, прославившийся еще до войны, в том числе статьями и книгами о своих путешествиях. Увлекся идеями национал-социализма после прочтения книги известного писателя Альфонса де Шатобриана (1877-1951) "Сноп сил. Новая Германия" (1937), неоднократно бывал в Германии до войны. Неоязычник и паневропеист. После поражения Франции в 1940 г. идейный коллаборант: участвовал в руководимых Шатобрианом группе "Сотрудничество" и журнале "Сноп". Близкий сотрудник Жака Дорио по Французской народной партии. В 1942 г. вступил в ЛФД, воевал в Белоруссии против партизан, демобилизован по болезни, но позднее бывал на Восточном фронте как военный корреспондент. По возвращении во Францию главный редактор газеты ЛФД "Европейский боец" (Combattant europeen), автор книги "Партизаны" (1943; переизд. 1986) и ряда пропагандистских брошюр, ныне практически ненаходимых. С 1944 г. в составе французской добровольческой дивизии СС "Карл Великий", редактор ее журнала "Devenir" ("Становление"?). До апреля 1945 г. участвовал в боевых действиях в Померании, но Берлин не защищал, укрывшись в Северной Италии. 15 октября 1948 г. заочно приговорен во Франции к смерти. Спрятался хорошо: оставался необнаруженным до 1950 г., когда гонорар за роман про альпинистов "Face Nord", изданный во Франции под псевдонимом "M.A. de Saint-Loup" дал ему возможность тайно уехать в Аргентину. В Аргентине был близок к семье президента Хуана Перона (даже учил Эвиту кататься на лыжах). В 1953 г. после амнистии вернулся во Францию. За следующий роман под тем же псевдонимом чуть не получил Гонкуровскую премию - мечта любого начинающего писателя! - но этому помешала огласка подлинного имени автора. Написал много книг на разные темы - не только о Второй мировой - которые пользовались популярностью и переиздавались. Во французской Википедии о нем есть краткая справка и хорошая библиография.
https://fr.wikipedia.org/wiki/Saint-Loup_(%C3%A9crivain)
"Добровольцы" - первая большая книга по истории ЛФД, которой во Франции предшествовали несколько мемуарных книг. Сам автор не обозначил жанр: это сочетание личных воспоминаний и записей рассказов очевидцев (фамилии частью подлинные, частью измененные, но многие узнаваемы) с историческим исследованием, облеченное в форму романа с многочисленными диалогами и "описаниями природы". Книга (в первом издании 500 страниц убористого шрифта!) явно писалась в расчете на широкого читателя, любящего военно-приключенческую тематику, и на хороший гонорар. Сам я не любитель этого жанра (Сен-Лу привлек мое внимание как идейный коллаборант, а не как "доброволец"), но книгу прочитал с интересом. И рекомендую ее тем, кто знает французский, интересуется данной темой и не боится многабукафф. Тем более, что в известной книге военного историка Роберта Форбса о ЛФД написано очень скупо. https://www.bookdepository.com/For-Euro​pe-Robert-Forbes/9780811735810
В эти же дни, когда я читал "Добровольцев", товарищ - не зная, но точно угадав! - подарил мне книгу русского историка Олега Игоревича Бэйды "Французский легион на службе Гитлеру, 1941-1944" (М.: Вече, 2013) о том же самом ЛФД. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4488959
Скажу сразу - ее стоит прочитать в качестве введения в тему (хотя книга посвящена почти исключительно описанию боевых действий), и это избавляет меня от необходимости пересказывать здесь историю Легиона. Однако меня удивило, что Бэйда, хорошо знакомый с французской литературой, включая "неполиткорректную", вообще не упомянул книгу Сен-Лу и ее автора. Ряд эпизодов и подробностей показался мне заимствованным из "Добровольцев", но вполне возможно, что они взяты из известных книг Жана Мабира (сам я Мабира не читал, но его ценят и историки, а не только любители "военных приключений"), на которого автор часто ссылается. Мабир, конечно, пользовался книгами Сен-Лу и наверняка знал его лично.
Что особо привлекло мое внимание в "Добровольцах"?
Книга совершенно не агиографическая (в этом обвиняют Мабира - во французской Википедии была занятная дискуссия о его книгах про ЛФД), хотя написанная с симпатией к добровольцам. Она о "людях на войне", которые сегодня храбро сражаются, завтра пьянствуют и мародерствуют, послезавтра опять храбро сражаются, лечат пленных, жгут партизанские деревни и стреляются от тоски.
В книге честно показана разность мотивировок добровольцев: это не сплошь идейные и бесстрашные бойцы с коммунизмом, как подавала их пропаганда Легиона, но и не "предатели и отбросы общества", какими изображала их советская пропаганда. Каждой твари по паре.
Книга написана без малейшей ненависти к русским (с "коммунистами и комиссарами" герои напрямую не сталкивались) и без малейшей симпатии к немцам, за исключением отдельных персонажей, которые относились к французам как к товарищам по оружию. Много говорится о мирных отношениях с местным населением на "ничьей земле" в Белоруссии и даже о "джентльменских соглашениях" с партизанами (об этом немного есть и в книге Бэйды). Партизаны показаны как опасный и достойный противник, способный и на жестокость, и на великодушие. Но показаны нищета и примитивность жизни советской деревни, особенно по контрасту с Европой.
В книге нет никакой пропаганды нацизма, хотя один из персонажей Ле Фоконнье - убежденный нацист, но не германофил, а паневропеист, расист и антихристианин. Это не alter ego автора; даже не вполне ясно, реальное ли это лицо под настоящей фамилией, под измененной фамилией или собирательный образ.
"Добровольцы" у меня в первом издании с инскриптом автора - увы, об адресате я ничего не знаю.



На очереди, но уже после отпуска, чтение другой книги Сен-Лу "Еретики" о дивизии "Карл Великий" и событиях 1944-1945 годов (первое издание с инскриптом тому же лицу). Конец книги - оборона Берлина - перекликается с содержанием романа Сен-Польена "Мертвые львы", о котором я уже писал.
http://molodiakov.livejournal.com/327868.html

  • 1
androna_true July 23rd, 2016
Василий Элинархович, а что Вас так заинтересовало в людях выбравших ту сторону?

molodiakov July 23rd, 2016
Какую именно "ту"?!
Против большевиков? Я и сам их не очень люблю.
Или Вы думаете, что Петэн и Дорио были на одной стороне?

androna_true July 23rd, 2016
Да, "против большевиков".
Про Петэна и Дорио - не думаю. Просто не вдумывалась в особенности позиций. ))
Неужели не удавалось сохранить нейтралитет? Или это только Рерих с Вертинским могли, когда принадлежность к русской культуре не получала дополнительной политической окраски.)))


Edited at 2016-07-23 01:26 pm (UTC)

scabon July 23rd, 2016
Политически активные люди редко сохраняют нейтралитет. На то они и политически активные люди :-), а, как известно, "politics makes strange bedfellows". Возьмём хотя бы Троцкого, который был смертельным (в прямом смысле слова) врагом Сталина, но поддержал Сталина, когда тот в 1939-м году напал на Финляндию. А Нильс Флиг, бывший руководитель Коммунистической партии Швеции, возглавлявший в конце 1930-х и начале 1940-х годов Социалистическую партию, поддержал Гитлера в советско-германской войне.

molodiakov July 23rd, 2016
В наших "Документах внешней политики" за весну 1941 г. (не могу привести точную цитату - книга на службе) есть отличное письмо советского поверенного в делах в оккупированной Дании к НКИД. Парламент заседает в обычном порядке, в нем спокойно работает коммунистическая фракция, Мартин Андерсен-Нексе почти всем доволен, но просить помочь и т.д.

androna_true July 24th, 2016
"Страшно далеки они от народа".)))

molodiakov July 23rd, 2016
Вертинский в годы войны занимал открыто просоветскую позицию и в 1943 г. вернулся в СССР.
Рерих за границей не позиционировал себя принадлежащим к РУССКОЙ культуре.
Бунин, не печатавшийся в годы оккупации Франции даже в неоккупированной зоне, был против Гитлера - хотя и Сталина не полюбил. Зайцев тоже. И т.д.

molodiakov July 23rd, 2016
Меня интересует: почему только во Франции такое большое количество блестящих интеллектуалов искренне поддержало Третий Рейх, причем многие стали его сторонниками еще до войны? Это не на один год работы - сначала надо источники изучить.
Из этого логично вытекает второй вопрос: все ли из тех, кого после войны осудили в качестве "коллаборантов", были таковыми? Ответ предельно прост: нет, не все. И опять надо дальше разбираться.
Вот и разбираюсь потихоньку.

androna_true July 24th, 2016
Было бы классно прочитать

scabon July 24th, 2016
Первый вопрос мне тоже кажется весьма интересным. Что же касается второго вопроса, то мне он кажется (возможно, что просто по причине недостаточного знакомства с проблематикой) куда более локальным. Помню, как меня удивило то, что Жак Барзен нашёл место в своём magnum opus "From Dawn to Decadence", освещающем 500 лет западноевропейской цивилизации, чтобы описать историю с казнью Лаваля.

Более того, я не уверен, что я понимаю, как второй вопрос связан с первым. Идёт ли речь о том, что не все те интеллектуалы, которые были идейными сторонниками Третьего Рейха в 1930-е годы, стали "коллаборантами" в 1940-1944-м?

molodiakov July 24th, 2016
Второй вопрос возник, когда я осознал, насколько сильно искажена в не-франкоязычной литературе картина жизни Франции в 1940-47 гг. (от вторжения Вермахта до, скажем, "плана Маршалла"). Очень многие из обвиненных в "коллаборантстве" таковыми не были. Просто победившая коалиция голлистов, социалистов и коммунистов под этим предлогом расправилась со своими политическими противниками, а на локальном уровне - со всеми лично несимпатичными им людьми. Не читающие по- французски этого просто не знают, но по-французски есть очень обширная литература. Я ее не первый год собираю и потихоньку изучаю.

scabon July 25th, 2016
Понятно, спасибо.

alexandre_putt July 24th, 2016
Хорошая книжка, нужная. При большем знакомстве со всеми аспектами французского участия во ВМВ и его нелицеприятных сторон возможно в России было бы меньше раболепия перед Западом и более трезвое отношение к нему.

"Она о "людях на войне", которые сегодня героически сражаются, завтра пьянствуют и мародерствуют, послезавтра опять героически сражаются, лечат пленных, жгут партизанские деревни и стреляются от тоски. "

На мой взгляд "жечь партизанские деревни" и "героически сражаться" - выражения, которые через запятую не могут писаться, особенно когда в тех самых деревнях могли быть сожжены карателями родственники многих Ваших читателей. Не стоит забывать об этом.

molodiakov July 24th, 2016
Вы правы.
И насчет необходимости трезвого отношения к Западу полностью согласен. Равно как и ко всему остальному.

Edited at 2016-07-25 12:52 am (UTC)

glueckwunsch July 25th, 2016
Спасибо за ссылку на книгу Бэйды, я о ней не знал, хотя о 638 полку конечно наслышан.

nik_kronov November 13th, 2016
Почему многие граждане Франции поддержали фашизм? И не только Франции а всей западной Европы. А многие кто активно не поддержал восприняли его "спокойно".
Да потому что фашизм как явление был обще-западноевропейским. Граждан Франции ведь никто не собирался делать рабами, на это и намёка не было. Рабами Гитлер собирался делать нас славян в частности поляков, восточных украинцев, русских, белорусов. И ведь никто не собирался уничтожать французов как евреев и цыган, никто ведь не говорил что "Надо уничтожить французов и это будет окончательное решение французского вопроса", на это тоже и намёка не было. Нет им просто "сменили управление" а всё остальное как было так и осталось - предприятия работали, организации работали, в ресторанах текла весёлая жизнь, по бульварам гуляли те же праздные люди, на Монмартре те же художники рисовали.
И вот так по всей западной Европе добровольно без всякого принуждения записывались в эсэсовские батальоны и шли жечь деревни.
Наверное поэтому современна Европа "спокойно" относится к необандеровцам в современной Украине. Европа ведь больно-то не страдала а в основном поддерживала тех кто приносил страдания.

nik_kronov November 13th, 2016
На счёт "мотивировок" решил дописать. "Я сделаюсь гитлеровским эсэсовцем и фашистом потому-что мне видите ли коммунисты не нравятся и пойду на восток зверствовать и убивать" это плохая отмазка, У серийных маньяков которые десятками убивают людей то же ведь чаще всего есть своя "объясняющая идеология" и в случае с легионами тоже что-то типа того. Все серийные убийцы себя как-то "оправдывают".
Но подоплёка-то в желании убивать. И легионерам эту возможность безнаказанно убивать предоставили. Потом естественно можно и книги писать извиваться играть логикой и понятиями чтобы хотя-бы для энного количества "людей" себя выгородить а у энного количества "людей" и отклик найти.


Edited at 2016-11-14 03:03 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account