Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

О книгах, тиражах и читателях

Натан Эйдельман в "Последнем летописце" (1983) пишет, что стандартный первый тираж книг в первой четверти 19 века был 1200 экземпляров: повести Карамзина, главы "Онегина", "Борис Годунов". Допечатки - по мере спроса. (Столько же, замечу, было у книг Брюсова "Скорпионе" через 80-90 лет.) По мнению Эйдельмана, это можно сравнить с десятками тысяч экземпляров в конце 19 века - с учетом расширения круга читателей в том числе из-за распространения грамотности.
Первые 8 томов "Истории государства Российского" в 1818 г. за неполный месяц разошлись тиражом 3000 экземпляров; за следующие 2 недели набралось еще 600 заказов. Невероятный успех.
Таково было читающее "мыслящее меньшинство". Тираж книги самого Эйдельмана - двести тысяч, и в магазинах она не залеживалась.
Похоже, по тиражам и спросу на книги среди "мыслящего меньшинства" мы уже в до-карамзинской эпохе...

  • 1
nukesmoke April 25th, 2016
Хмм... Тут скорее финансовые вопросы стоят.

molodiakov April 25th, 2016
И тогда книги были дорогие. Думаю, дороже чем сейчас - применительно к среднему покупателю (не дьячку и не князю).

thrasymedes April 25th, 2016
Меня, наоборот, поражает сколько интересных книг издается сейчас.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий это дает опору оптимизму

molodiakov April 25th, 2016
Воистину так. Жизни не хватит прочитать. Попадая в Фаланстер, думаю: увидел бы я все это великолепие лет в двадцать, точно умом бы тронулся)))))

aldusku April 25th, 2016

Тема для размышлений обширная. Труд Карамзина не совсем может являться примером. Вот Акунинская История (сопоставима по развлекательности с трудом Николая Михайловича для современников) вышла беспрецедентным тиражом свыше 185 тыс. И тоже заслуживает Эйдельманской формулировки: «пример единственный».

После Великих реформ Александра II и промышленной революции спрос на книгу увеличивался. Советская власть поддержала это направление. Считаю пиком расцвета чтения — 70-е и 89-е, когда мы — были самой читающей нацией, а научные труды выходили большими тиражами (и все равно были востребованны и дефицитны). Но сейчас маятник качнулся в обратную сторону.

На тему уровня культуры современного общества — недавнее интервью Ирины Антоновой: «Наш человейник предстоит вычистить от мусора».

Ссылки на финансовый вопрос неправомерны. Современный человейник готов заложить последнюю рубаху в залог, что бы купить очередной гаджет (ценой от 20 до 80 тыс.), при этом хорошо изданная книга стоимостью 1 тыс. — это ему дорого, сходить в Эрмитаж за 300 руб. — финансовый удар по бюджету.

Многие говорят, посмотрите на Европу чтение — удел избранных, труды по искусствоведению выходят тиражом 500-1000 экз. Не буду говорить за всю Европу (хотя визуально, это не так). Но в Испании (я достаточно длительное время прожил там) много книжных магазинов, которые всегда многолюдны. На шикарное (в типографском смысле) издание по искусству или истории с большим ценником и с малым тиражом. Приходиться еще как минимум несколько книг на эту тему (а очень часто тоже издание — но выпущенное попроще) — востребованных и выпущенное гораздо с большим количестве экземпляров. Про поэзию я вообще молчу, мне иногда кажется, что ее выпускает только Водолей, напротив, испанцы безумно любят свою поэзию, огромное количество издательств, специализируется на ней.

Ой, извините я увлекся.


molodiakov April 25th, 2016
Вот и спасибо, что увлеклись! Интереснейший комментарий - и по делу.
Могу добавить - по собственному опыту в России - две больших проблемы.
1. В издательствах не за деньги авторов печатают (почти) исключительно "своих", причем на качество смотрят отнюдь не в первую очередь.
2. Трудности с распространением, особенно авторских или фактически авторских изданий (см п.1).
Насчет тысячи рублей за хорошо изданную и интересную книгу - это Вы верно подметили. Ну и "мы ленивы и нелюбопытны" тоже никто не отменял в том числе применительно к "мыслящему меньшинству".

aldusku April 25th, 2016

Конечно, я бы мог сказать, что вопрос распространения снимает интернет. Но недавно прочитал, что свыше 40% россиян им не пользуется — был удивлен. Еще больше меня удивило, что в провинции до сих пор встречаются люди, делающий свой гешефт на привозе книг из Москвы.

Хотел у Вас давно спросить, как обстоят дела с чтением в Японии. Если еще о библиофилии расскажите, то буду очень благодарен.


glueckwunsch April 25th, 2016
Я вам больше скажу, в провинции ещё есть люди, которые вырезки из газет и журналов собирают. А интернет для большинства начинается и заканчивается "Одноклассниками".

molodiakov April 25th, 2016
Если очень коротко, то японская молодежь - по мнению людей, знающих ее лучше меня, - читает очень мало. В метро людей с бумажными книгами почти не видно, но многие что-то читают с телефоном и планшетов. Что именно - не знаю, но факт чтения налицо. Реально читают бумажные газеты - это здесь не умерло, не умирает и, думаю, не умрет. Книг выходит много, но издать что-либо крайне трудно (парадокс как и в России). Если не "за свои", но здесь это неподъемно.
Библиофильства как собирания европейских книг, рукописей и т.д. здесь (почти) нет, хотя торговля этим есть (цены выше мировых и непонятно, на кого рассчитаны). В общем живьем поговорить "про книжечки" здесь не с кем.
Более подробно я писал об этом в одной из глав моей книги "Япония в меняющемся мире" (М., 2011), которую еще можно найти в продаже. С тех пор ситуация не изменилась.

sunnykitten April 25th, 2016
Спасибо за ссылку на интервью Ирины Антоновой - пусть я категорически не согласна с половиной ее тезисов.

Необходимость в искусстве никуда не девалась, и зеленых листочков огромное количество. Можно, конечно, презирать слушающих музыку в наушниках как плебс... но можно и восхищаться теми, кто не хочет расставаться с музыкой даже в метро, а чтобы не мешать другим, надевает наушники. Огромные деньги тратятся на создание все более совершенных систем воспроизведения звука... для бытового применения. И они окупаются! Это тоже показатель.

Можно говорить, что был вот Достоевский, но теперь его быть не может, потому что "в новом времени, а значит, и в искусстве Дух становится никому не нужен." И я думаю: приснился мне, что ли, и Гарри Поттер образца последних двух книг, и герои "Американских богов", не говоря уже о чуть более ранних Хайнлайне и Стругацких.

Вспоминаю, как руководитель нашего фототура по Тоскане - коммерческого предприятия, однако! - первым делом потащил нас в галерею Уффици смотреть эволюцию картины и только потом повел на натуру снимать.

Искусство, как и язык, живое и непрерывно изменяется. Умереть оно не может физически - просто потому что у человека есть потребность в художественном самовыражении, и неслучайно большинство самых успешных коммерчески образцов масс-культуры берут за душу и пятьдесят лет спустя (те же битлы, например). Не все, но большинство.

Надо бы сесть, собраться и написать статью об этом... спасибо за наводку.

aldusku April 25th, 2016

Я тоже во многом не согласен с уважаемой мной Антоновой, так не бывает, что бы все мысли в унисон.

Я не против гаджетов, проводя параллель с плеером, проблема не в том, что не пошел на симфонический концерт, а слушает его с помощью плеера. Проблема в том, что люди стали слушать только музыку низкого качества.

Я помню, когда мне было лет 14 я обожал фантастику (Хайнлайна, Азмиова, Шекли и пр.). Моя любимая тетка, сказала, что в Кащенки есть целое отделение для любителей фантастики (мол, пора увлечься более серьезной литературой). А сейчас родители молятся, что бы хоть что-нибудь ребенок читал. У меня у знакомых сын, так у них учительница английского сказала пусть играет в компьютерные игры, это способствует языку. Нам в школе говорили, читайте фантастику в оригинале, слушайте Битлз.

Мне Ваши размышления очень понравились, я на Вас подписался (надеюсь Вы не будите против)



glueckwunsch April 25th, 2016
По поводу чтения недавно услышал довольно занятный комментарий от психолога. Суть его сводится к тому, что доступность и повсеместное использование в наше время визуальных информационных средств привела к тому, что у современных детей и подростков, имеющих доступ к телевизору с младенчества, не развивается образное мышление и им неинтересно читать книги, поскольку они не могут представить себе картинку.

По поводу изучения языка по компьютерным играм - здравое зерно тут есть. Проверено на себе, но только на довольно старых играх, когда ограниченные возможности аппаратуры с точки зрения обеспечения впечатляющей и динамичной графики активно компенсировали динамичным сюжетом с большим текстовым наполнением. Современных таких игр, честно говоря, не знаю.

glueckwunsch April 25th, 2016
Насчет высокого качества коммерчески популярных образцов масс-культуры я бы поспорил. У меня, конечно, однобокая выборка в силу вкусов и профессии - кино и компьютерные игры, но на этой выборке картина диаметрально противоположная.

gmppanita April 25th, 2016
21-24 апреля в Киеве прошёл Книжный Арсенал. Масса восторженных отзывов.

molodiakov April 25th, 2016
Такие новости всегда радуют, вне зависимости от времени и места.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account