Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Классик советского кино Эльдар Рязанов

Оплакиваемый интеллигенцией Эльдар Рязанов был одним из лучших и талантливейших мастеров советского кино - с акцентом на слове "советского".
Как мастер фиги в кармане и художественного подхихикивания он не уступал Радзинскому, а по широте аудитории и популярности бесконечно превосходил его.
"Каждому интеллигентному человеку" было положено не только смотреть, но и любить его фильмы.
Я принадлежу к тому поколению, которое - до известного момента - смотрело все его фильмы по мере выхода на экран (в моем случае начиная с "Иронии судьбы") и пересматривало при любой возможности.
Рязанов был одним из лучших выразителей "застоя". Причем не только "как было", но и "как нам надлежит это видеть". Именно тогда он стал лауреатом Госпремии и народным артистом СССР.
Его картины финансировало Госкино, а не Госдеп, но их деморализующее воздействие огромно.
В фильмах Рязанова - названия напоминать не надо - нет явных негодяев, но нет и положительных героев, примеров для подражания. Мелкие, слабые, жалкие, порой мерзковатые, но все же симпатичные людишки - "как ты да я да мы с тобой".
В то время в СССР фильмы про положительных героев - кроме лучших "милицейских" и "военных" - снимались такие, что от них сводило скулы и начиналась зевота, если не рвота. Не было реальных и привлекательных положительных героев в мирное время. Единственное исключение, которое сейчас мне приходит на память, - "Две строчки мелким шрифтом" Виталия Мельникова (лучший фильм про историков, который я знаю). "Девять дней одного года" и "Иду на грозу" - это другая эпоха и другое поколение зрителей.
Апофеозом Рязанова однако стал фильм совсем иного жанра - "Жестокий романс" (люди моего возраста помнят полемику в печати вокруг него). Это воплощение мечты советского человека о "красивой жизни". Безвкусное, но клевое. Это, пожалуй, единственный фильм Рязанова, в котором был несомненный позитивный заряд.
С началом "перестройки" Рязанов снял отличную "3абытую мелодию для флейты" и попытался "перестроиться" в "Дорогой Елене Сергеевне". В "Серебряный век советского кино" (термин мой!) он не вписался (например, Владимир Наумов вписался), да, похоже, и не пытался. "Небеса обетованные" и "Предсказание" я не смотрел и, думаю, уже смотреть не буду. "Привет, дуралеи!" произвел очень жалкое впечатление. В постсоветском кино, которое - лично для меня - началось с "Брата", Рязанову места не было. Пример талантливого художника, пережившего себя и выпавшего из времени.
Лет 15 назад я пересмотрел "Гараж". Фильм вызвал у меня... ужас! Когда стерлись все актуальные на тот момент бытовые детали (курицу "достал", а она потекла и т.д.), стало ясно, что перед нами сильнейшая драма! Какое там смеяться... Из-за всего-то места в гаражном кооперативе из людей полезло ТАКОЕ. А если война, террор, арест, плен, угроза расстрела?
Потом я начал пересматривать "Служебный роман" и минуте на пятой меня реально затошнило. Я решил, что "съел что-то не то", и через несколько дней повторил эксперимент - с тем же результатом. Больше я Рязанова не смотрел, не пересматривал и, думаю, не буду. 3ачем?
В советское время любовь к фильмам Рязанова была маркером вялого антисоветского вольнодумства, обязательного для "приличного интеллигента" (как говорил мой научный руководитель проф. Вада). Сейчас это маркер "советизма". А как к этому относиться - дело каждого.

  • 1
sizenov December 3rd, 2015
Совершенно согласен! Меня всегда (еще с тех, советских, времен) удивляло - почему фильмы Рязанова называли комедиями? Комедиями! Что там смешного и где? Там везде - драмы и трагедии маленьких, и не очень маленьких, людей.

molodiakov December 4th, 2015
Фильмы, где не было явных положительных героев, в советское время числились комедиями. Поэтому комедиографами считались и Рязанов, и Гайдай, и Данелия.

apetrov1959 December 3rd, 2015
"Каждому интеллигентному человеку" было положено не только смотреть, но и любить его фильмы."
Простите , не соглашусь. Рязанов был серединой киношного потока, в который регулярно погружался человек 7 раз в неделю ( из них 2-3 раза в кинотеатре) . Недели Французских фильмов ранней весной, Московский кинофестиваль,по два фильма за заход летом. Новые западные ленты, Тарковский, Ленфильм, два кинотеатра старых лент: Кинематограф и Спартак.(В Ленинграде). Все знали его фильмам невеликую цену, но повторяемость в телике. делала их домашними и уютными.
Люблю у Рязанова "Гусарскую баллад"у и раздумчивую грусть в музыке Никитина , Таривердиева и высокой поэзией текстов, впервые услышанных к" Иронии Судьбы".ставшей для меня символом второй половины 70-х. Другие, после, оставили равнодушным..

molodiakov December 4th, 2015
Возможно, это зависело от города и "среды". Не знаю. Я написал о личных впечатлениях.

rotmistr December 3rd, 2015
С Брагинским было ещё как-то смешно. Без него пошли "грустные комедии". Увы и ах.

molodiakov December 4th, 2015
Да, все радикально поменялось. Я как раз писал в основном о фильмах Брагинского-Рязанова.

d0npedr0 December 3rd, 2015
Во многом с вами не соглашусь. Откровенно говоря, даже показалось что это мнение под влиянием профдиформации и проживания в другой стране. Хотя и мое мнение тоже субъективно. Когда то я понял, что любить режиссера за его фильмы это очень странно. В особенности, если режиссер разноплановый. Лично я люблю примерно половину его фильмов и с удовольствием их пересматриваю. Именно почти половину до "Вокзала для двоих". Тут частично согласен, чем дальше тем хуже. От "ключа от спальни" еле отплевался.
Честно говоря, почему вы решили, что любовь к рязановским фильмам была маркером вольнодумства. Из советских острых сатир разве что "Гараж" и есть, причем вышел он благодаря постановлению пленуму ЦК КПСС, на котором Брежнев потребовал беспощадно критиковать общественные недостатки. А нынешний "плачь Ярославны" это скорее за "Небеса обетованные", но это уже не советское время.
Странна конечно ваша реакция на "Служебный роман", но тут уж все фломастеры на вкус разные. Хотя лично мне фильм очень симпатичен. Всегда нравилось поспорить с кем нибудь их знакомых на тему "какая же Рыжова дура" и "за что пострадал Самохвалов".

Так что по совокупности тут наложение просто случилось. Рязанова народ любит за "Иронию" и "Служебный", а флаг режимоборца ему вручили за "Небеса".

molodiakov December 4th, 2015
Причем тут профдеформация и проживание в другой стране?
Апогеем "вольнодумства" был даже не "Гараж" (быстро снятый с экрана!), а "О бедном гусаре..." - я хорошо помню реакцию на его выход на телеэкраны. В пару к пьесам Радзинского вроде "Лунин, или Смерть Жака". Я не "решил", я просто помню.
"Небеса обетованная" - как раз самый финал советской эпохи: премьера - в октябре 1991 года.

anna_bpguide December 3rd, 2015
нет явных негодяев, но нет и положительных героев, примеров для подражания. Мелкие, слабые, жалкие, порой мерзковатые, но все же симпатичные людишки - "как ты да я да мы с тобой".


Нормальный, как мы с тобой, человек в русской культуре (советской) - ничто, мелочь, прах... Это всё то же недоверие к жизни, неблагодарность, неспособность "благодарно принимать".

molodiakov December 4th, 2015
В русской - нет, как минимум далеко не всегда и не везде. А в советской - да, и чем дальше, тем заметнее.

panzer_papa December 3rd, 2015


Каждое слово, каждый жест, мимика - все создает цельную картину, но какую? Вот то-то и оно.
- Господи, ну когда все это кончится?
- Никогда! А вообще ты что имеешь в виду? Ты знаешь, что я могу просто-таки напросто с тобой за это сделать?

1966 год, бла-бла-бла, подготовка к пятидесятилетию Великой Октябрьской, ура-ура!, а и с экрана прямым текстом о том, что для того, чтобы "умеющие жить люди", "заместители директора трикотажной фабрики", перестали "бояться и таиться" - надо чтобы перестала существовать вся система. Вот и перестала.

molodiakov December 4th, 2015
Таких "проговорочек" у него много. 3а то и любили...

perplexed_bear December 3rd, 2015
Вот из всех фильмов Рязанова могу пересматривать только "Гусарскую балладу" как водевиль, "Гараж" как саркастическую драму и "Жестокий романс" как трагедию. Причём никакой "красивой жизни" я в последней в упор не вижу, а вижу мерзость всех героев, даже эпизодических.

molodiakov December 4th, 2015
"Красивую жизнь" в "Жестоком романсе" видели зрители 1984 года. И для того времени это было клево.

deonnisi December 3rd, 2015
"Гараж" вообще для меня идеальная история того что случилось с СССР лет через 10.Хотели люди построить гаражи.по объективным причинам следовало убрать несколько человек.да компромисс.но необходимый.Добрые хорошие люди попытались помочь несчастным.В результате конфликт.всем плохо.и гараж скорее всего построен не будет.Зато всё по честному.....и заметьте тем кто боролись за права выбывших и в голову не пришло отдать свой пай этим несчастным.

molodiakov December 4th, 2015
"Как солнце в малой капле вод" (с).

phd_paul_lector December 3rd, 2015
в очередной новогодний показ "Иронии судьбы" я осознал, что ни одного положительного персонажа (ну, кроме разве мамы Жени - да и то условно), и даже просто неплохих людей в фильме нет (кроме разве пьяного Ипполита), ч тоже сильно пересмотрел своё отношение к рязановским фильмам. Кроме "Гусарской баллады" и "Карнавальной ночи".

molodiakov December 4th, 2015
Относительно этого фильма я полностью согласен с Натальей Радуловой ("Выключите Женю Лукашина") - а это нечастый случай.

phd_paul_lector December 3rd, 2015
а со "Служебным романом"... Очень интересно то, что бОльшая часть действия происходит на рабочем месте, но никто ни минуты экранного време7ни работой не занят...

molodiakov December 4th, 2015
Тогда это не бросалось в глаза. Видимо, в силу... "типические герои в типических обстоятельствах" (люди моего возраста зубрили эту формулу на уроках литературы).

viktor_solntzev May 8th, 2016
Мне кажется, Э.Рязанов гораздо сильнее и как режиссер, по тематике, по настрою в первых фильмах. С удивлением узнал (только просмотрев), что он поставил "Девушка без адреса", "Девчата".. Не говорю уж о "Гусарской балладе" и "Полосатом рейсе".. А рязановская социальная ирония, на мой взгляд, примитивна. В "Мелодии для флейты.." он почти поднялся до мистического компонента в сцене очереди на Высший Суд.. Это можно было бы развить и стать первым в советском кино в развитии мистики..Но увы..

molodiakov May 13th, 2016
Вот-вот, как будто два разных режиссера. Оба талантливые, оба интересные. Но либеральной интеллигенции мил только второй. Первого она просто игнорирует.
Что касается мистики, то был потрясающе интересный эксперимент, который я некогда окрестил "Серебряный век советского кино": "Господин оформитель", "Пьющие кровь" (по "Упырю" А.К. Толстого), "Город Зеро", "Грех" Р. Василевского, "Бумажные глава Пришвина". Отчасти фильмы Абдрашитова-Миндадзе, но это совсем отдельная вселенная. Потом это все исчезло или в лучшем случае трансформировалось во что-то иное вроде "Про уродов и людей".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account