Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Почему император перестал ходить в храм Ясукуни

После ноября 1975 г. император Сева, а затем и его сын - нынешний император Акихито ни разу не посещали знаменитый токийский храм Ясукуни, хотя раньше бывали там. Почему?
Ответ "от первого лица" был опубликован в газете "Daily Yomiuri" 21 июля 2006 г. Я примерно помнил его содержание, но, найдя в своих бумагах вырезку, сообщаю необходимые подробности.
Накануне публикации историкам стали доступны многолетние дневники и записи Томита Томохико, который с 1974 г. служил заместителем начальника Управления императорского двора, а с 1978 г. и до кончины императора в январе 1989 г. - главным камергером, т.е. одним из наиболее приближенных лиц. Томита скончался в 2003 г.
28 апреля 1988 г. (т.е. накануне дня рождения императора) Томита записал его слова: "Военные преступники (категории А), включая даже Мацуока и Сиратори, почитаются там (вместе с павшими в бою). Не понимаю, о чем думал сын Мацудайра, нынешний настоятель, что сделал это так легко. Я думал, что Мацудайра привержены миру. Похоже, сын думает не так, как отец. Поэтому я никогда не посещал храм после этого. Таковы мои искренние чувства". (Пояснения в скобках даны редакцией газеты).
В 1978 г. Мацудайра Нагаеси, настоятель храма Ясукуни, единолично принял решение (на что имел полное право) добавить в списки "божеств" храма (т.е. тех, кто там почитается) фамилии 14 "военных преступников категории А" из числа подсудимых Токийского процесса: 7 казненных и 7 умерших в тюрьме, включая бывшего министра иностранных дел Мацуока Есукэ и бывшего посла в Италии Сиратори Тосио (героя моей первой биографии и очень интересного человека). Многие осудили решение Мацудайра, никто не смог повлиять ни на него, ни на его преемников. Именно это иностранные журналюги потом превратили в байку о "военных преступниках", "похороненных" на территории храма.
Император лично знал и Мацуока, и Сиратори (последний одно время был его докладчиком по международному положению), но, как заметил историк Токоро Исао, "трудно сделать вывод, что не понравилось императору - почитание "военных преступников" как таковое или почитание этих конкретных лиц".
Настоятель Мацудайра был сыном Мацудайра Цунэо (1877-1949), посла в США (1924-1928) и Англии (1928-1935), затем министра императорского двора (1936-1945) и первого председателя Палаты советников парламента (1947-1949), а также тестя принца Титибу, младшего брата покойного императора. Мацудайра-старший был не только особой, приближенной к императору, но считался главой "про-англо-американской группы" (Эй-Бэй-ха) при дворе и, соответственно, противником милитаристов и "осистской группы" (Судзику-ха), видными деятелями которой были отчаянно соперничавшие друг с другом Мацуока и Сиратори.
Если доведется переиздавать биографию Сиратори, отмечу этот факт
Ссылка на английскую публикацию http://historynewsnetwork.org/article/28504

  • 1
djenden November 27th, 2015
А не был ли отец, Мацудайра Цунэо дипломатическим представителем в Сибири, в последний период интервенции 1920-1924гг?

molodiakov November 28th, 2015
Именно он.

phd_paul_lector November 27th, 2015
я, признаться, тоже не вполне понял причину монаршьего недовольства

molodiakov November 28th, 2015
Ну, не нравились ему Мацуока и Сиратори. Имеет право. И в храм не ходит право имел.

phd_paul_lector December 1st, 2015
а он же как будто верховный жрец синто? Я думал, это налагает обязательства в отношении такого важного святилища.

phd_paul_lector December 1st, 2015
...кстати, когда я при японском профсоюзе состоял, глава отдела - ревностный буддист - всегда меня яростно поправлял: This is not a temple! this is Shinto, so this is a shrine!" - если я случайно называл какое-либо святилище храмом :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account