?

Log in

No account? Create an account

Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Российская архаика (1): еда и застолье

Почему "российская", а не "русская"? Потому что речь пойдет о чертах, присущих не столько русским по этническому признаку, сколько жителям РФ разных национальностей или выходцам из СССР, включая тех, которые "не Россия".
"Архаика" - это само по себе ни хорошо, ни плохо. Это то, от чего сейчас можно (а по-моему, и стоит) отказаться. Для своего же блага и удовольствия.
Данный пост - не против еды и хлебосольства и, тем более, не в поддержку санкций. Он о другом.

Традиции гостеприимства присущи большинству народов - и это прекрасно. У разных народов они разные, включая весьма своеобразные. Одна из самых актуальных в наши дни - накормить гостя до отвала и больше, заставив стол как на картине "Девочка с персиками. Полный вариант".
Гость должен есть все и помногу, чтобы "не обидеть хозяина (хозяйку)". Отказ от чего-либо воспринимается как оскорбление, недостаточное усердие - как проявление равнодушия. И никакие аргументы не принимаются! Не носить же с собой справку от врача...
То, о чем я пишу, идеально сформулировал дедушка Крылов в басне "Демьянова уха" (интересно, был ли у нее французский прототип?). "Да, видно, все не впрок" (с).
Что стоит за намерением закормить гостя, помимо искреннего желания выказать ему расположение и сделать приятное? Архаическое желание показать свое благополучие или, как минимум, то что "мы не хуже других живем". Мерило - количество и лишь потом качество еды. Под "качеством" я имею в виду последствия взаимодействия с организмом: пусть салат оливье едят мои идеологическое противники))))
Идет это от пиров князя с дружиной. Потом - помещичьи и купеческие обеды, для которых готовилось "как на маланьину свадьбу". Осталось - не беда, выбросим, не жалко. Главное - "все что есть в печи, на столь мечи". Не ешь? Хозяина не уважаешь? Мало ешь? Больной что ли? Или "не наш" В дневниках Ф.Ф. Фидлера смешно описаны обеды у Мережковских в 1890-е годы: вино, сыр какой-то непонятный и сардинки в банках - никакого обжорства.
В советское время к этому добавился опыт реального голода и недоедания, через который прошли несколько поколений (зато многие еду выбрасывать перестали!), а затем дефицита реально вкусной еды (невкусная была всегда). От этого неизжитое стремление делать запасы и иметь "полный холодильник". Даже когда реальной необходимости в этом нет.
Полный холодильник - такая же демонстрация благополучия, как и "чтоб стол ломился от еды" (спасибо, лично мне таких пожеланий не надо). А может, не стоит никому ничего демонстрировать? Я верю, что вы живете не только не хуже других, но лучше других и лучше меня. Очень вкусно, но я не хочу "еще тарелочку". Я пришел не за этим.
Я люблю ходить в гости к московским и питерским друзьям и принимать их у себя. Но в традиционном понимании гостя надо сразу сажать за убедительно накрытый стол и вести общение в процессе еды и питья. А если хочется книжки посмотреть? А если разговор гостя с хозяином - да хоть о деталях биографии Софьи Гитмановны Каплун - интересен не всем? Понятие "гости" полностью свелось к сидению за столом, обильной еде и питью. А неизбежным следствием этого бывает тяжелое пробуждение на следующее утро, изрядно портящее радость от вчерашнего общения.
Я хожу в гости за общением, потому что вкусно поесть и изрядно выпить могу и дома, да и до ванной и кровати добираться ощутимо ближе. Пусть не сердятся на эти слова мои хлебосольные друзья, которых я люблю не за то, что выставлено на стол. Хотя хороший коньяк с легкой и правильно подобранной закуской только украсит беседу "о книгах и авторах".
Обилие еды как показатель социального благополучия - одна из важнейших архаических черт. О ее последствиях напишу отдельно.

  • 1
alexandre_putt August 27th, 2015
Что останется от культуры, если убрать всю архаику?

molodiakov August 27th, 2015
Но ведь русская культура не только в обжорстве, правда?
Я лишь о том, что все хорошо в меру. И что каждый должен иметь право выбора. Как минимум в вопросах еды)))

kellylynch November 24th, 2015
>И что каждый должен иметь право выбора. Как минимум в вопросах еды)))

хм....я прочитал множество книг (популярных, конечно - я не профессиональный историк) про "историю култьтуры" у разных народов. Если и было что-то в этих (очень разных) культурах общего - так это желание НЕ ДАТЬ индивиду этого самого "выбора" ;-); а ОБЯЗАТЬ его вести себя "как положено".
Как именно "положено" - тут всё было очень по разному: у мусульман на женщину надевали чадру, а у чукч наобррот - предлагали свою жену в качестве сексуального развлечения почётному гостю....Но и та и другая культуры требовали исполнения этих правил, и не собирались давать человек никакого "выбора"...

Утрируя можно сказать - "культура" и зародилась как "свод правил обязывающих Индивида поступать как ПОЛОЖЕНО, а не давать этот вопрос на его (Индивида) выбор"

Получается - теперь надо всё это выбросить на свалку Истории?

scabon August 28th, 2015
Культура -- в значительной степени -- это адаптация к окружающему нас миру. По мере того как мир меняется, культура тоже меняется. В мире, в котором голод является серьёзной проблемой, будет одна культура, а в мире, в котором серьёзной проблемой является ожирение, будет другая культура. Если же переход от одного мира к другому происходит быстро, на протяжении жизни одного-трёх поколений, то культура может "отстать от жизни" и её имеет смысл "подтолкнуть". Правда, тут полезно быть осторожным, так как легко принять мимолётные колебания за кардинальные изменения в окружающем нас мире.

molodiakov August 29th, 2015
Согласен. Бежать "задрав штаны" за ближайшим "комсомолом" едва ли стоит. Но долго стоя на месте, можно порости мхом. И привлечь чрезмерное внимание пробегающих мимо собак.

(Deleted comment)
molodiakov October 9th, 2015
Ты хто?

  • 1