Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Все беды от "Асахи"

Вчера в университете Такусёку был интересный доклад президента Тосио Ватанабэ о проблемах исторического сознания японцев в послевоенный период.
Кто имел счастье читать Ватанабэ, знает, какой он умница. А кто имел счастье слушать - еще и какой он блестящий лектор (что для японца совсем не характерно).
Доклад был очень информативный, поэтому остановлюсь на главном тезисе.
Болевые точки исторического сознания современных японцев - made in Japan (Ватанабэ употребил именно это выражение).
Основные темы, связанные с Второй мировой войной в Азии, по которым соседние страны жестко критикуют Японию: "женщины комфорта", паломничества премьеров в храм Ясукуни, освещение войны в учебниках истории - приобрели характер болезненных международных проблем только в 1980-е годы. Во всех трех случаях интенсивное обсуждение этих проблем за пределами Японии было спровоцировано публикациями леволиберальной газеты "Асахи" (добавлю, то же самое произошло в 1970-е годы с "Нанкинской резней"). Публикации "Асахи" предшествовали критике Японии по данным вопросам со стороны других стран и использовались в антияпонской пропаганде, особенно в Китае, обеих Кореях и в США.
Иными словами (это я от себя), если бы в Японии действовал закон об уголовной ответственности за антияпонскую пропаганду, многие господа (или товарищи) из "Асахи" уже стали бы гражданами.
Во время дискуссии по докладу я отметил следующее.
В основе позиции "Асахи" относительно прошлого Японии лежит "взгляд на историю согласно Токийскому процессу" (Токио сайбан рэкисикан), а он совсем не made in Japan.
В первые 15 послевоенных лет в японском высшем образовании по "общественным наукам" безраздельно господствовали марксисты (включая коммунистов). В следующие лет 10-15 их влияние оставалось очень сильным. Ватанабэ как раз говорил об этом на основании личного опыта (он 1939 года рождения и учился в Кэйо в конце 50-х и начале 60-х).
Марксисты-коммунисты внушали студентам "взгляд на историю согласно Токийскому процессу". Студенты потом составили основу леволиберального мейнстрима, рупором которого была и остается "Асахи". Так что преемственность налицо и влияние идей пятидесятых годов оказалось широким и продолжительным.
Ватанабэ ответил, что согласен со мной.
Мое отношение к Токийскому процессу хорошо известно))) Кстати, в середине августа об этом будет моя очередная колонка на nippon.com

  • 1
naslednik_dv July 29th, 2015
Сколько человек помог отправить на виселицу Айсингёро Пуи, не скрывавший, что "плутовал" на процессе?

molodiakov July 30th, 2015
Ах, и не он один...

panzer_papa July 29th, 2015
Там если и марксистский базис, то скорее всего с околотроцкистским душком, который как раз в США распространен среди левых.

molodiakov July 30th, 2015
Не совсем так, хотя троцкисты тоже были и есть. Были ортодоксы сталинского типа, но было и много "доленинских" марксистов, для которых Маркс был следующей остановкой за Гегелем.

phd_paul_lector July 29th, 2015
Я было подумал, что речь про пиво "Асахи". Но нет. Губит людей не пиво...

molodiakov July 30th, 2015
Увы!

Женщины комфорта

Сесе Секо Мобуту August 13th, 2015
В отношении "женщин комфорта" (если тезис передан верно) Ватанабэ неправ. Ключевой для интереса общества к этой проблеме фильм "Сандакан, публичный дом №8" был снят еще в 1974 году: в свою очередь, он основывался на документальной книге Томоко Ямадзаки (Tomoko Yamazaki) "Sandakan Brothel No. 8: An Episode in the History of Lower-Class Japanese Women". Сам фильм и книга рассказывали о судьбе японской женщины, однако широкий прокат картины в странах Юго-Восточной Азии (лента номинировалась на "Оскар" как лучший иностранный фильм) возбудил широкий интерес к этой проблеме и в связи с кариюки неяпонского происхождения.
Далее, тезисы Ватанабэ можно повернуть и под другим углом. В японском обществе существовал неофициальный "заговор молчания" относительно ряда болевых точек недавней японской истории, который нарушался только и исключительно журналистами газеты "Асахи". То есть в данном случае речь идет уже не о "антияпонской пропаганде", а о гражданской смелости. Не буду вступать в дискуссию относительно Нанкинской резни (о которой, на мой взгляд. сохранилось достаточно много неопровержимого документального материала), кариюки и Токийского процесса, но во всяком случае в храм Ясукуни японские официальные лица приходили сами.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account