Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Выступление в университете Рэйтаку

В минувшую субботу, 27 ноября, выступал в университете Рэйтаку (г. Касива, преф. Тиба) на симпозиуме "Роман Сиба Рётаро "Облако над холмом" в сравнительно-культурологической перспективе". Его организовал руководитель центра сравнительно-культурологических исследований этого университета проф. Мацумото Кэнъити, который пригласил меня еще весной.
Проф. Мацумото - не обычный "сэнсэй", т.е. не клерк от науки, а настоящий "интеллектуал" французского типа. Автор более сотни книг, в основом эссеистических, на самые разные темы - от "рисовой цивилизации" до Достоевского. Обо всем имеет свое мнение и знает, что сказать. В академическом плане изучал историю японского национализма и написал ряд по-настоящему глубоких и основательных работ, включая пятитомную биографию Кита Икки (многое я читал или хотя бы просматривал, когда писал "Консервативную революцию"). Эрудированный и обаятельный человек, не стесняющийся своей всеяпонской известности, но и не чванящийся ей. Сейчас он еще и советник генерального секретаря кабинета министров Сэнгоку Ёсито, своего близкого друга со студенческих лет (Токийский университет однако).
Мацумото выступил с большой лекцией (говорит он отлично!) о "народном государстве" (кокумин кокка) эпохи Мэйдзи и его отражении в этом знаменитом романе, по которому недавно сняли фильм. Сиба - японский Пикуль, но не без претензии на Толстого. Роман о людях из города Мацуяма на Сикоку перед и во время русско-японской войны. 
Главная идея Сиба, повторенная Мацумото: для Японии это была народная война, а для России - империалистическая. Тезис, прямо скажем, не новый.
Я выступал в дискуссии. Начал с того, что не очень люблю исторические романы (предпочитаю первоисточники!), поскольку они всегда романтизируют - не обязательно приукрашивают, но обязательно искажают - прошлое, даже если написаны с "установкой" на реализм (так себя позиционировал Сиба). Согласился, что для русской армии война с Японией "народной" не была: люди воевали за тридевять земель от дома и не очень понимали, за что именно. Но напомнил про русско-турецкую войну 1876 г. за "братьев-славян", когда люди очень даже понимали, за что воюют. Так что не надо обобщать насчет характера русской армии в целом.
В русско-японскую войну большинство японцев, действительно, верили, что воюют не за императора и империю, а ради самообороны - война шла ближе к дому, да и пропаганда была отлично поставлена. Так что идиллический взгляд на "народную войну" и "народную армию" не слишком историчен (Мацумото согласился).
Закончил, как водится, "за мир, за дружбу". Историческая литература - литература для юношества, значит, должна учить чему-то хорошему. Учит любить свою страну и быть готовым защищать ее - прекрасно. Учит, что война в любом случае есть трагедия, - тоже правильно. Напомнил, что в русско-японскую войну враждебности на уровне народов не было и что после нее наступил "золотой век" двусторонних отношений. Дальше, как говорится, вы знаете.
Принимали очень тепло. И ни одного вопроса про... ну про них про самые.
После симпозиума за чашкой кофе поделился с Мацумото впечатлениями о последних подвигах японской дипломатии, о которых писал в НВО. Сказанное протеста не вызвало... 
Обещали прислать фотографии.

  • 1
panzer_papa December 1st, 2010
Могу ошибиться, но русско-японская - это единственная война, в которой российская пропаганда по британскому колониальному образцу пыталась педалировать тему "войны с дикарями". И именно из-за этого получили такой психологический и политический итог от этой войны. Те же войны с турками подавались как войны с нецивилизованным противником - но не как войны с неполноценными дикарями; противника уважали.
Причем если та же Британия могла безыскусно массировать войска (равно как и США во Вторую Мировую), то для Российской империи это было невозможно: не было надежных коммуникаций, не было действительно эффективного промышленного тыла, не было даже нормально организованной мобилизации войск (да и сама система мобилизации соответствовала ополченческому уровню чуть ли не 1812 года).

И - как-то я писал об одной интересной альтернативе в русско-японских отношениях: http://panzer-papa.livejournal.com/235709.html
Интересно, как на такой возможный вариант событий посмотрели бы в Японии?

molodiakov December 3rd, 2010
Насчет пропаганды Вы не совсем правы. Да, были карикатуры на Японию, как на невоспитанного мальчишку, который не умеет вести себя в обществе старших,- но мало. Дикари - нет! А императору Мэйдзи оказывался положенный респект: все-таки коронованная особа, хоть и вражеская. Потом война скоро, как все тогда думали, кончится - и что с этим делать, как с этим жить? Основной мотив русской пропаганды, особенно для народа: японцы мелкие и субтильные, куда им против наших казаков. Этот как раз последние на русских лубках того времени кажутся весьма звероподобными - как на карикатурах Центральных держав и сочувствовавших им в годы Первой мировой войны.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account