Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Cуществует ли в России рынок интеллектуальной литературы?

Я оптимист и идеалист - я верю, что он еще существует. Возможно, каждый понимает "интеллектуальную литературу" по-своему, но лично я отношу к ней качественный нон-фикшн, непосредственно не нужный "для работы" (процитировал в статье по гранту - и забыл), так сказать, от Платона до Серрано (подставьте свои варианты); с художественной литературой сложнее, ибо ее почти не читаю, кроме стихов, - хотя вот пример... нет, не Вирек, а Артур Хоминский)))
Не перевелись еще люди, готовые платить деньги за хорошо (не значит, богато) изданные книги такого содержания, хотя число таких людей все время сокращается. Число издателей, готовых выпускать такие книги, сокращается намного быстрее.
Рынок интеллектуальной книги в России сокращается под влиянием следующих факторов.
1. Уменьшение количества ее читателей - с конца перестройки не меньше, чем на порядок. Тогда 100-тысячные тиражи Соловьева, Бердяева и "большой серии" "Библиотеки поэта" в Москве не всегда доходили до прилавков, а про книжный дефицит советского времени я вообще молчу. Определенным категориям граждан - студентам, преподавателям, научным работникам, сотрудникам музеев и издательств, инженерам - "полагалось" читать "серьезную литературу", это была социальная ценность и социальная норма. Причем в любом возрасте. В то, что сейчас "молодежь ничего не читает", я не очень верю, потому что произошел переход с бумажных носителей на электронные. Но что читают сейчас, скажем, сотрудники академических институтов в возрасте 60 лет и старше - запойные читатели перестроечного времени? Или они уже вообще все книги прочитали? Произошло сильное расслоение некогда огромной и достаточно однородной массы читателей интеллектуальной литературы. Выделился небольшой верхний слой, круг чтения которого продолжает оставаться почти исключительно "серьезным", а остальные перешли на Донцову или держатся на Акунине (скажу сразу: романы про Фандорина-деда и Пелагею прочитал с удовольствием, про Фандорина-внука со скукой, остальное даже не пытался).
2. Резкое снижение требований к качеству выпускаемой продукции в издательствах. Безобразное качество переводов, по причине которого знающие иностранные языки предпочитают читать в оригинале, благо достать их не так уж и трудно (я плякаль, читая переводы с немецкого, коим, увы, не владею). "Экономия" на редакторах и корректорах. Неумение многих отечественных гуманитариев излагать своим мысли красивым и понятным литературным языком: читайте Гроссмана и Тынянова, Тарле и Гумилева. Мода на бездумное использование иностранных слов и кАлек, породившая множество безграмотных с точки зрения русского языка выражений вроде "национальной идентичности" (это, кажется, единственная сфера, в которой я - ксенофоб).
3. Резкое ухудшение репертуара издательств и отношения издателей к авторам. Крупные коммерческие издательства перестали выпускать интеллектуальную литературу, заменив ее сочинениями "народных академиков", тематику которых они пытаются приспособить к конъюнктуре момента. Об интеллектуальном уровне людей, которые там принимают решения, лучше промолчать: слово "интеллектуальный" тут явно не к месту. Жанр научно- популярной литературы (вспомним - ностальгически - соответствующую серию издательства "Наука") умер, а попытки, скажем, издательства "Просвещение" возродить его были похоронены при смене хозяина и руководства. "Гуманитарные" издательства издают "своих" (тут качество значения не имеет) или книги, на которые получают стопроцентную предоплату. При "отключении" иностранных грантов станет совсем плохо: сколько хороших книг издано на деньги Японского фонда или в рамках французской программы "Pouchkine"... И НИКТО из издателей (включая "интеллигентов") не хочет открывать новых авторов - по-моему, это признак чудовищного издательского непрофессионализма.
4. Отсутствие в научных и учебных учреждениях выплат научным сотрудникам "на книги для работы". Покупать книги все равно приходится, а при немалых ценах надо выбирать, что важнее: жизненно необходимое для текущей работы или для "почитать на досуге". "Книги для работы" должны покупаться за казенные деньги или им должны оперативно (!) комплектоваться служебные библиотеки (я об этом писал). Мечты, мечты...
5. Забвение того, что хорошая книга может и должна быть дорогой. Не надо жалеть денег на хорошие книги, но надо покупать с умом и разбором. "Лучше меньше, да лучше".
6. Не смейтесь - но "затоваренность" домашних библиотек: "ставить некуда". Интеллигент считает преступлением выбросить книгу, даже если за последние 20 лет ни разу не брал ее в руки. Отдавайте книги тем, кому они нужны - в сети распространяются разные "дарилки". Не бойтесь выбрасывать книги - выносите на лестницы, в холлы, туда, где другие могут их взять, если лениво продавать через Алиб (я ниасилил эту систему). Плохо, конечно, что практически умерли дешевые букинистические магазины (коих в Японии немеряно), но фер-то ке?
Суммирую для тех, у кого хватило терпения дочитать до конца эти банальные, но оттого не менее актуальные, печальные размышления)))). Мы можем приложить усилия к сохранению в России рынка интеллектуальной книги - себе же, любимым, на пользу. Пп. 1, 5 и 6 полностью в наших руках. Отчасти п. 2. Если меня читают люди из издательств и "начальники" разного уровня из институтов и университетов, вы можете что-то сделать и по пп. 3 и 4. Ищите спонсоров на издание хороших книг - не ждите милостей от природы и, тем более, государства. Если же мы будем только прочитать "ах, рынок интеллектуальной книги умер", он загнется окончательно - даже без участия яровизаторов, но им на радость.
Всем хорошего дня и приятного чтения - более приятного, чем этот текст))))

  • 1
scabon May 27th, 2014
Трудно сравнивать с советскими временами, а тем более с периодом перестройки. Во-первых, книга была отдушиной -- если не можешь поехать в Англию или Японию, то хотя бы можешь о них прочитать. Во-вторых, в условиях всепроникающей идеологии и жёсткой цензуры любое свободное слово (переведённое, дореволюционное и т.д.) высоко ценилось. В-третьих, в конце советского периода у значительной части населения деньги были, а купить желанного было нельзя, так что всё более или менее интересное расхватывали мгновенно -- я сам такой был.

Мне кажется, что было бы более плодотворно сравнить нынешнюю ситуацию в России с ситуацией в других странах. Возьмём, например, выбранную методом научного тыка испанскую антологию с повестью Брюсова -- "Pioneros de la ciencia ficción rusa" (http://www.amazon.es/Pioneros-ciencia-ficci%C3%B3n-rusa-Rara/dp/8484288285/). 352 страницы, цена меньше 20 евро, что вполне доступно. Кто такие книги в Испании покупает? Приходится ли издателю пользоваться поддержкой меценатов?

molodiakov May 27th, 2014
В Японии спрос на интеллектуальную книгу - по моим впечатлениям - намного меньше, чем в России и критерии пониже, однако книг такого рода выходило и выходит великое множество. И издаются они НЕ на гранты (на гранты выходит сугубо специальная литература тиражом в несколько сот экземпляров) - значит, минимум не в убыток. Однажды мне стало интересно, издавали ли в Японии Рене Генона - есть две книги (сейчас out of print, но в местном Амазоне купить можно). Или совсем недавно смотрел Морраса - есть переводы "Венецианских любовников" и книги о Фредерике Мистрале. Т.е. в Японии есть издатели интеллектуальной литературы, которые за счет этого живут. Российские издатели. похоже, убедили себя в убыточности интеллектуальной литературы и теперь убеждают в этом нас.

thrasymedes May 27th, 2014
Меня, наоборот, удивляет изобилие. Успеваю прочесть лишь четверть купленного.
Правда, я не гуманитарий; гуманитарии, наверное, и читают больше и более разборчивы

molodiakov May 27th, 2014
Согласен с Вами - интересных и нужных книг выходит много. При этом издавать их все труднее((((

nukesmoke May 27th, 2014
Рынок есть. Новинки выходят регулярно. Да, теперь советские тиражи теперь неактуальны. Но всегда можно потратить свои кровные на что-то интересное. Или сходить в библиотеку - благо у меня рядом Библиотека Академии Наук и Библиотека СПбГУ. Ну или скачать из сети, что конечно не совсем хорошо,
А так - как сказал однокурсник Секацкого: "Теперь не приходится за бешеные деньги покупать собрание сочинений Ницше, как делали мы с Сашкой, сейчас всё проще и доступнее."

Edited at 2014-05-27 08:30 am (UTC)

molodiakov May 27th, 2014
Рынок есть, но он сокращается - и ему надо помогать. Некоторые крупные издатели любят порассуждать, что они в ответе за то, что читают люди. Вот и хочется призвать их к ответу(((

nukesmoke May 27th, 2014
Крупные издательства исходят и коммерческих интересов, равно как и мелкие. Академики издают, в целом не жалуясь на неликвид - из-за маленьких тиражей.
А в целом - похоже эра Гутенберга действительно уходит в прошлое.

molodiakov May 27th, 2014
Гутенберга хоронить рано))))
Во всем мире интеллектуальную литературу издают и крупные, и мелкие издательства - и делают это явно себе не в убыток - "на круг"; какие-то конкретные книги, конечно, бывают убыточными. Просто российские издатели сильно деградировали интеллектуальное и профессионально, а на слова о "социальной ответственности" будут громко ржать. Это отражение общей ситуации в стране и обществе, о чем я уже писал не раз. И тема "убийство издателя" стала бродячим сюжетом в отечественных детективных сериалах - а это зеркало времени.

nukesmoke May 27th, 2014
Его пока хоронить рано. А вот о издании доступной интеллектуальной литературы стоит подумать. "Азбука" издаёт недорогие книги, но часто сокращая оригинал :(((( Хотя "Диалоги" их издания недельку назад купил, прочитал вроде бы не отличаются от тех, что брал в библиотеке СПбГУ.

molodiakov May 28th, 2014
"Азбука" делает очень благое дело. Но и она, как мне кажется, не спешит открывать новые имена - новые, конечно, только для современного российского массового читателя)))

viktor_solntzev May 27th, 2014
Вы считаете, что все-таки южные Курильские острова обречены отойти к Японии?

Меня всегда интересовала загадка такого по историческим меркам "мгновенного" скачка Японии в эпоху Мэйдзи, всего через сорок лет Япония уже на равных сражалась со странами, раньше нее начавших модернизацию.

molodiakov May 27th, 2014
Не понял, к чему здесь эти вопросы.

lucas_v_leyden May 27th, 2014
Мне кажется, что доход небольшого западного издательства гуманитарного направления во многом складывается из покупок университетских библиотек: то, чего у нас нет почти совсем. Как человек, немного представляющий себе финансовую кухню такого издательства (хе-хе), могу подтвердить, что издавать книги без грантов, помощи государства и университетских закупок не просто невыгодно, а прямо убыточно. Нас-то это не останавливает (все лучше, чем просить вспомоществования), но прибыли и даже самоокупаемости взяться неоткуда. Мы издаем зверски экономно, оптовик у нас отменный, книжки не самые худшие - но розница - это просто слезы нежной скорби.
Но я абсолютно не ропщу, конечно. По сравнению с тем, как дело с печатанием обстояло в советском плену (а я успел этого вкусить), мы находимся в условиях совершенного парадиза.

scabon May 27th, 2014
Есть ещё издательства, ориентирующиеся в значительной степени на коллекционеров, которые готовы платить существенные суммы. Вот, например, кое-что из того, что в этом году опубликовало американское издательство Centipede Press:

Matthew G. Lewis, "The Monk" - классика готического романа, 295 долларов. Амазон вам его продаст за всего лишь 185 долларов (http://www.amazon.com/gp/product/1613470444)

В серии "Masters of the Weird Tale" вышли большие, под тысячу страниц, сборники Carl Jacobi и David Case, по 350 долларов за штуку.

Антология рассказов "A Mountain Walked" по мотивам Мифов Ктулху Лавкрафта, 250 долларов.

Сборник рассказов R. A. Lafferty за каких-то жалких 100 долларов.

Edited at 2014-05-27 06:56 pm (UTC)

lucas_v_leyden May 27th, 2014
Ну да, у нас тоже такие есть ("Vita nova", например). Но для меня, как для собирателя, платить за современную книгу деньги, за которые можно купить что-нибудь старенькое, прямо немыслимо:)

molodiakov May 28th, 2014
Вита Нова издает книги для богатых - это ни хорошо, ни плохо, это четко заявленная целевая аудитория. При покупке приходится ориентироваться на качество текста. Ну и...

molodiakov May 28th, 2014
Я бы разделил категории узкоспециальной литературы (тираж несколько сот экземпляров, покупают в основном библиотеки или ученые за казенные деньги) и интеллектуальной (тираж несколько тысяч, покупают интеллектуалы чтобы читать дома, но и библиотеки тоже). Третья категория - "экзотическая" литература для специфической аудитории (религиозная, эзотерическая, конспирологическая). Плюс специалисты по изданию репринтов. В Японии это разные издательства; в США и Европе, видимо, тоже - сужу по книгам всех трех категорий, которые заказываю.
Большая часть написанного мной относится к категории интеллектуальной литературы, т.е. интересна не только узким специалистам. В 2000-е годы коммерческие издательства ее выпускали. Некоторые продолжают и сейчас, но там уверенно лидируют "народные академики", к сочинениям которых термин "интеллектуальный" как-то не применим.

tan_y May 27th, 2014
а вы не могли бы привести примеры интеллектуального нон-фикшна? Просто интересно ваше мнение.

molodiakov May 28th, 2014
Джордж Вирек. 1. Сеющий семена ненависти. 2. Самая странная дружба в мире. Вудро Вильсон и полковник Хауз. 3. Кайзер под судом. Это, что называется, "для широкого интеллигентного читателя", а не для специалистов (хотя и специалисты найдут там много полезного).
Практически любая хорошая биография. Например, "Гумилев, сын Гумилева" Белякова. Очень отрадно, что такая книга вышла и получила такой резонанс в России.

Ilya Bogdanov May 29th, 2014
Какая может быть у интеллектуала причина покупать килограммовый фолиант за 600 рублей при наличии в сети пищи для ума разнообразной, актуальной, бесплатной, удобной для чтения, иллюстрирования, сносок, поиска?

1. Библиомания.
2. Компьютерная неграмотность.
3. Любовь к конкретному автору, узкой теме.
4. Минутная слабость :)
5. Подарок.

Что-то забыл?
Так-то навскидку узковато для невидимой руки рынка, на частном потребителе не выехать, думается, сколько ни бросай клич. А значит, фонды, программы, гранты, университеты, библиотеки. Так победим.

molodiakov May 29th, 2014
Интеллектуальная книга в виде килограммового фолианта за 600 рублей встречается крайне редко: в таком виде обычно издаются либо собрания документов // переводы источников, которые должны быть в специализированных библиотеках по месту работы (хе-хе), либо модные ныне "полные собрания" в одном томе (возвращается мода сталинского времени; это ни хорошо ни плохо - это констатация). В сети есть далеко не все, что нужно, да и сеть и не вечна((((((. Любовь к бумажной книге едва ли стоит уничижительно называть "манией" даже в эпоху поголовного увлечения техническим прогрессом и пиетета перед ним (вчера перечитывал "Жестокие рассказы" Вилье де Лиль-Адана - ах, как актуально). Так что в России интеллектуальную книгу может спасти если не только, то по большей части частный потребитель - за неимением другого.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account