Василий Молодяков (molodiakov) wrote,
Василий Молодяков
molodiakov

Category:

Главные проблемы современной российской науки

UPDATE продолжается.
Это не манифест, не проповедь, не обвинительный акт, а только черновые заметки ("сырые мысли", как говорил Риббентроп) - чтобы самому разобраться. Вещи, наверное, общеизвестные. Порядок следования - не по значимости, а как приходит в голову. Речь идет прежде всего об академической гуманитарной науке - о том, что я лучше знаю и в чем разбираюсь. Будет обновляться.
1. Низкий социальный статус, социальная и гражданская пассивность, институциональная и межличностная разобщенность ученых, отсутствие понимания общекорпоративных интересов, неумение и неспособность вести диалог с госструктурами и отстаивать свои права. Ощущение собственной униженности перед лицом государства.
2. (Абсолютное) Большинство научных сотрудников (НС) лишено возможности заниматься полноценной и продуктивной исследовательской работой по следующим причинам:
2-А. Низкие зарплаты вынуждают НС работать в нескольких местах, прежде всего - преподавать, что не позволяет сосредоточиться на одной теме и даже на одном роде занятий.
2-В. Большинство пожилых НС не могут и не хотят работать, но держатся за службу, так как нынешний размер пенсии лишит их того, и так скромного, уровня жизни, к которому они (заслуженно) привыкли. Это фактически парализует ротацию кадров.
2-С. Отсутствие или недостаток научной литературы и периодики по специальности, прежде всего иностранной, в бумажном и электронном виде, отсутствие доступа к платным базам данных. На системном уровне отставание здесь приобрело необратимый характер.
2-D. Обилие бессмысленных бюрократических "повинностей".
3. Отсутствие реальной действующей системы профессиональной аттестации НС, невозможность или нежелание руководителей институтов избавляться от "балласта" по различным причинам - от этических до аппаратных.
4. Отсутствие менеджмента науки, понимания его необходимости и важности. Практически полное отсутствие специалистов, способных обеспечить нормальное функционирование институтов и исследовательский процесс.
5. Глубокая коррумпированность системы присуждения ученых степеней и званий, что не только наводнило академическую и университетскую среду некомпетентными и бесчестными людьми, но и окончательно подорвало этические основы научного сообщества.
6. Терпимость к плагиату, некачественной работе, самозванству (приписывание себе несуществующих заслуг, должностей и т.д.), кумовству (выдвижению и назначениям не по заслугам) интригам и доносительству.
7. Терпимость к лженауке и в обществе и в СМИ.
8. Игнорирование государственными структурами мнения специалистов при выработке государственной политики.
9. Отсутствие у молодых ученых материальных и не-материальных мотиваций для работы в академических институтах.
10. Попытки властей осложнить контакты и сотрудничество ученых с иностранными коллегами и потенциальными спонсорами научной деятельности.
11. Неудовлетворительное состояние материальной базы академических институтов, делающее работу во многих из них физически непривлекательной (см. выше).
12. Государственная политика в области науки является важнейшей, хотя и не единственной причиной подобного положения вещей.
Кольцо замыкается.
Tags: грустное, комментарии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments