Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Леонид Долгополов. Заметки о Блоке

Из неопубликованных рабочих записей.

К Блоку
Что есть для Блока стихия – в конечном итоге, и как проявление сил человеческих, реализуемых в душевной жизни в первую очередь, и как стихия природы в ее наиболее естественном виде? Это есть бездна, арена борьбы бога и дьявола – за жизнь, за душу живую – душу человека, душу природы, борьба созидания и разрушения, веры и безверия, отчаяния и надежды. И эта-то борьба и есть проявление живой жизни, проявление жизни [но что победит в конечном итоге неизвестно] как естества, сущности мира. И такая борьба – идейный (религиозный) центр «Двенадцати». Позади голодный пес – Впереди Исус Христос – кто победит? Здесь, в этой поэме Блок впервые по-настоящему и глубоко заглянул в бездну, обнажил стихию именно как арену борьбы бога и дьявола за людей, за мир, за жизнь. Страсть только тогда живительна, когда она одухотворена, т.е. когда она уже выход из стихии. (И понял это Блок впервые в «Кармен». Вот почему в этом цикле такая путаница понятий.)
Это – то, что понял в Блоке первым Вяч.Иванов – «Бога дьявол надоумил сойти на стогна с плит святых» – он принес с собой в мир, вернее – он выявил, показал мир как стихию, т.е. арену борьбы бога и дьявола, той борьбы, которая составляла сущность его личного душевного склада. «Божеское» и «дьявольское» начала в Блоке – это и есть стихия в нем, он сам – арена борьбы, он сам – Петруха своей бессмертной поэмы, и убийца, и апостол.
Поэтому-то Блок так бесконечно далек от Вл.Соловьева, поэтому он не соловьевец, ибо для Соловьева единство мира есть единство божественной (женственной) сущности мира, т.е. в итоге мир есть не единство стихии, не арена борьбы бога и дьявола, а единство гармонии, единство божественного идеала. А Блок только мечтает о том, чтобы кто-то дохнул на него жизнью – так же как хочет, чтобы на убитую Катьку дохнуло Христом на иллюстрации Анненкова. Категории, которыми оперировал и мыслил Вл.Соловьев, были абсолютны, а потому и нежизненны. Для Блока абсолютна только стихия как первооснова мира – всё остальное относительно, взаимопереходы и превращения (преображение) не только допустимы, но и необходимы: без них нет жизни.
(Конец 1970-х – 1980-е)

?

Log in

No account? Create an account