Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

"Жизнь и творчество": кризис жанра

Был такой популярный жанр книг о писателях "Жизнь и творчество Имярек", который иронически называли "Очерк детства и творчества": долитературная биография рассказывалась относительно подробно, а потом шел "разбор" основных произведений с некоторым количеством биографических сведений. Жанр, отдельный от "биографии" (факты жизни в объективном - кто как смог - изложении) и "литературного портрета" (творчество в субъективном изложении). Биографии читать интересно и полезно, если они насыщены проверенными фактами. Литературные портреты читать интересно, если интересны автор и герой или хотя бы кто-то один из них. Как быть с "Жизнью и творчеством"?
Читаю книгу Анны Саакянц "Марина Цветаева. Жизнь и творчество" (М.: Эллис Лак, 1997). Так получилось, что читаю ее впервые не спешно и не "для работы". Закончил первую часть "Россия", но с ее середины все больше листаю и... скучаю. Ибо все пороки жанра как на ладони.
В основном книга состоит из пересказа произведений Цветаевой (стихов!), с обширными цитатами, снабженного личными оценочными суждениями автора вроде "некоторые уже предвещали будущего поэта", "слышатся перепевы старых тем", "талант Цветаевой уже набирал силу трагического поэта", "одно из лучших стихотворений" и т.д.
Биография Цветаевой представлены в основном ее письмами и записями из тетрадей, приводимыми обычно целиком, фрагментами писем Cергея Эфрона, позднее письмами Ариадны. ФАКТОВ: кто, что, с кем, когда, где, как, зачем и почему - МАЛО. Так же представлен исторический контекст. О "вольном проезде" и "моих службах" Цветаева написала - мы об этом читаем. А о чем не написала - о том не прочитаем.
Почти нет внятных характеристик окружавших ее людей - таких, чтобы можно было ясно понять, что это были за люди и каковы были их отношения с Цветаевой. Хорошо написано о матери, Сергее и Лиле Эфронах и Волошине с Пра. Кое-как об отце, Парнок и Мандельштаме. Никак об Анастасии и Бальмонте (тут просто зияние), Чацкиной и "Северных записках" (хотя указано на роль этого журнала в литературной жизни Цветаевой), Антокольском и Завадском (хотя разбираются посвященные им стихи).
Книга имела бы смысл, если бы представляла читателям автора, тексты которого недоступны или малодоступны. Так я поступил с Виреком, основные книги которого на русский язык не переведены (кроме двух романов), переведены явно не будут и в сети недоступны (кроме "Дома вампира" и стихов). Но уж Цветаеву издавали много, да и сама книга Саакянц вышла после собрания сочинений как дополнение к нему.
Информативного жизнеописания Цветаевой в книге нет - по крайней мере, в первой части - хотя пишет ее знаток жизни героя. Цельной характеристики творчества тоже - того, чего я не мог бы извлечь из самих текстов. Лучше читать оригинал, чем пересказ Саакянц, разве нет? (Про романы Вирека, написанные в соавторстве с Элдриджем скажу обратное). Анализ отдельных произведений - порой интересный и содержательный - приходится "вышелушивать" из текста. Творческой истории произведений - фактической - почти нет. Почти ничего о восприятии ее произведений современниками, за исключением рецензий на первые книги, об участии Цветаевой в литературной жизни. Ну а мнение "лучше-хуже" "зрело-не зрело" Саакянц о Цветаевой мне, при всем уважении к автору, не интересно.
В результате получается почти бесполезная книга, хотя первые две главы (190-1916 годы) весьма информативны. Это проблема не автора, а ЖАНРА.
Цветаеву как поэта я не люблю и, можно сказать, не понимаю, но это факт моей биографии, никому более не интересный и разговора не заслуживающий. Значение ее творчества для русской поэзии умом постигаю. Стал бы я читать монографию о ее поэзии? Про колоративы-пежоративы точно не стал бы. Литературный портрет? - зависит от автора. А вот насыщенную фактами биографию (см. выше список вопросов) прочитал бы с пользой и интересом.
Буду все-таки читать дальше, прибегая к листанию. Не люблю бросать книги недочитанными (хотя, например, "Кубок метелей" и "Песни Мальдорора" ниасилил, как ни старался), но и мучать себя текстом уже не по возрасту.
В последнее десятилетие жанр "Жизнь и творчество", кажется, умирает, и это хорошо. Хорошо, что резко выросло количество биографий. Плохо, что катастрофически упал их уровень и что пишут их люди, знающие о своих героях "ничего иль очень мало" и вдобавок решительно не уважающие читателей.
Честной и полезной дискуссии о проблемах жанра биографии нет. И не будет, ибо такая дискуссия возможна только приватно и между несколькими друзьями. В ином случае она неизбежно перейдет в жанр "срача", мотивируемого политическими взглядами и клановой принадлежностью участников.
Пошел работать: "у нас уже утро" (с)

  • 1
Нина Бобина June 6th, 2016
Не подскажете где можно приобрести такие книги, очень нужны для работы,
жанр книг о писателях "Жизнь и творчество Имярек"

С последними приобретениями биографических книг , из последних серий, очень много биографических пробелов(

molodiakov June 7th, 2016
На сайте www.alib.ru полно таких книг.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account