Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Читаем: Владимир Рецептер. Принц Пушкин

Прочитал новую книгу моего любимого автора Владимира Эмануиловича Рецептера "Принц Пушкин, или Драматическое хозяйство поэта" (СПб.: издание журнала "3везда", 2014. 560 С. 1000 экз.).
http://zvezdaspb.ru/index.php?page=6 (здесь и о других его книгах, выпущенных "3вездой").
Прочитал с привычным восторгом, который вызывает у меня все написанное Рецептером, будь то проза или стихи. Какое счастье жить в одно время с таким человеком! И это не преувеличение, а скупая констатация факта.
"Принц Пушкин" - сборник статей и эссе о литературе И театре. Именно о них вместе, а не отдельно о литературе и отдельно о театре. Он читается на одном дыхании, даже если вам не слишком интересны конкретные вещи, о которых пишет автор.
Большая и самая интересная часть книги - о Пушкине. Хотя читать стоит все!
Великолепный разбор содержания "Маленьких трагедий" - одного из любимейших моих произведений. Политический подтекст "Скупого рыцаря" Рецептер вскрыл настолько мастерски, что оставалось только трясти обалделой головой (и вспоминать блестящую работу В.А. Дроздкова о политическом подтексте стихотворений из сборника Вадима Шершеневича "Лошадь как лошадь").
Новаторские работы Рецептера о "Русалке" я знал и раньше: он давно доказал ее законченность и указал правильный порядок публикации сцен. Правда, в ИРЛИ РАН думают по-иному... (и в ИМЛИ РАН думают по-иному относительно "писем" Горького к Анучину-Онучину, но это к слову).
Нельзя анализировать драматургию только как текст, в отрыве от сцены - пусть даже гипотетической (конечно, это не только к Пушкину относится).
После давних статей Рецептера очень интересно читать историю его борьбы за "Русалку" (не за себя радеет, за Пушкина): "Историю читательских заблуждений" (ранее была в сборнике "Прощай, БДТ!") и новую "Теорему "Русалки"". Особенно про "системных" филологов: кстати, сам Рецептер по первому образованию филолог.
"Широты взгляда и здравого смысла - вот чего я ждал от филологического ученого сообщества, но именно широты и не находилось" (С. 340). Это он не про сейчас, это про 40 лет назад.
Академик Лихачев перед Рецептером письменно извинился за немотивированную критику по информации "с чужих слов" (С. 342-344). А "и.о. профессора Костромского пединститута М. Нольман" понес, что называется, по кочкам и буграм (видимо, у каждого свой "Нольман").
"Пушкинский Дом - это Центральный Комитет пушкинистики, и не мне с ним спорить" (С. 359).
"Читать комментарий (к тому драматургии в новом академическом СС Пушкина - В.М.) было особенно трудно. А те места, где излагалась моя работа, сознаюсь, почти невыносимо" (С. 367).
"Почти все эти же действия... проделал комментарий VII тома буквально вслед за мной, но предпочел не ссылаться на предшественника, а только опровергать" (выделено мной - В.М.) (С. 372).
Как знакомо...
"Из пушкинистики я ухожу. Ухожу к Пушкину" (С. 405).
Рro domo mea: лично я давно ушел к Брюсову. И к Шенгели.
О чудесных стихах Рецептера - старых и новых - напишу отдельно.
Спасибо Вам, Владимир Эмануилович!

?

Log in

No account? Create an account