Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Отпускное чтиво: Рене Бенджамен об образовании

Прочитал книгу Рене Бенджамена "Правда (истины) и мечты об образовании (воспитании)" (Verites et reveries sur l'education; прошу простить отсутствие "аксанов").
Рене Бенджамен (1885-1948) - националист, консерватор, католик, монархист, последователь Морраса; популярный беллетрист, публицист и лектор межвоенных лет; в годы оккупации - сторонник и агиограф маршала Петэна (не сторонник сотрудничества с немцами!), за что его после войны "распяли, но не сильно" (с). Один из героев моего исследования о французском национализме первой половины ХХ века. Книга написана и издана в 1941 г. и посвящена маршалу Петэну.





Французское слово "education" означает и "образование", и "воспитание" - и Бенджамен имеет в виду оба значения. Негативная часть книги - осуждение лаицистской и безнациональной "всеобщей школы" Третьей Республики. Позитивная - попытка нарисовать идеальный образ воспитания/образования, когда каждого мальчика воспитывают как принца, каждую девочку - как принцессу. Вторая часть сильно отдает маниловщиной - особенно по современным представлениям - но с некоторыми общими суждениями автора трудно не согласиться.
1. Образование должно быть дифференцированным. Единое образование для всех, даже школьное - вредная химера. Представителям разных национальностей, разных социальных групп, разного интеллектуального уровня нужно РАЗНОЕ образование. Просто потому что они РАЗНЫЕ.
Главный порок "всеобщего и равного" образования - ориентация на "середняка". На практике это дает ориентацию на худшего. В результате лучший недополучает образование - именно тот, кому оно нужно.
Группы учащихся должны быть небольшими и однородными, прежде всего социально и интеллектуально.
2. Образование должно иметь национальный характер. Главными предметами для французов Бенджамен считает французский язык и литературу, когда произведения изучаются целиком, а не в отрывках, и историю Франции. Развил бы эту тему дальше, но на горизонте маячит ст. 282 УК РФ.
3. Необходимость классического образования. Бенджамен понимает под этим прежде всего "греко-римское", но для России это неактуально. Затем особый акцент на национальной классике (см. выше). Наша "классика" - наша культура до конца XIX века. Наш Ронсар - Пушкин, наш Корнель - Тургенев. Не злободневное, а вечное. Пусть даже кажущееся бесполезным. "Полезное" - литература ХХ века - тоже должно изучаться не в отрывках.
Бенджамен также подчеркивал важность присутствия религии (католической) в образовании, но с этим я - учитывая современные российские реалии - согласиться не готов.
Ну а проблема преподавания национальной истории в современной России настолько сложна, что никакому Бенджамену не постичь.

  • 1
glavbuhdudin September 4th, 2015
Я бы подписался под каждым словом. За одним исключением, что "греко-римское" для России неактуально.

molodiakov September 6th, 2015
Я имел в виду только на школьном уровне.

glavbuhdudin September 6th, 2015
Мой сын (11 лет) практически наизусть знает греческую мифологию по Куну, историю Греции и Рима знает по учебнику Фридриха Лоренца, пересмотрел множество фильмов и прочитал несколько книг про Рим и Грецию. Просто не оторвать и готов часами обсуждать "первую декаду Тита Ливия".Макиавелли. Зачем же лишать детей такого удовольствия?

Alexander Burov November 15th, 2015
Ну и что? А если ребёнку будет интересна китайская мифология и история, японская или индийская? А если ребёнок растёт в мусульманской семье, и ему интересен Ближний Восток и арабистика? Или предлагается всех насильно пичкать греческим и латынью?

apetrov1959 September 4th, 2015
Образование должно быть (и) общим.
Это то общее, что объединяет тебя с соседями, ближайшими народами и человечеством,
с видом ,отрядами и царствами живого, с эволюцией окружающей жизни в твоем геноме, атомами, элементами земли и вселенной из которых мы состоим:)

molodiakov September 6th, 2015
По-моему, ТАК широко объединяют кровь или язык. А вот образование должно объединять лишь с небольшой группой, где люди понимают друг друга с полуслова. Когда все разные, интереснее жить :)

apetrov1959 September 8th, 2015
Убрал. От слов не отказываюсь, но многовато наговорил.:)

molodiakov September 9th, 2015
Жаль. Я успел прочитать тот Ваш пост, но не успел ответить из-за кучи дел. Извините))))

glavbuhdudin September 6th, 2015
Как в армии, вся рота бежит со скоростью отстающих. Ну, чтоб всё ровно было, и строй, и имущество, и мозги одинаково проштампованы. Мечта коммунизма.

molodiakov September 9th, 2015
Ну, наша рота (точнее, батарея) бегала чуть быстрее - со скоростью "середняка" (вроде меня - я никогда не был силен в беге). Комбат бежал впереди. Сержанты подгоняли отстающих...

glavbuhdudin September 10th, 2015
Пинки сержанта это наш метод, но в школе не работает. Когда значительная часть школьников не может удовлетворительно сдать ЕГЭ, то возникают вопросы, кто виноват и что делать? Если виноваты школьники, то надо их гнать из школы, а это - НЕЛЬЗЯ! Значит виновата программа, - надо опустить планку требований и опять будет тишь да благодать.

molodiakov September 10th, 2015
Японский вариант.

glavbuhdudin September 10th, 2015
Русский дореволюционный вариант - для разных детей нужны разные школы .

kymyl September 10th, 2015
"Кухаркины дети"

molodiakov September 10th, 2015
Я тоже об это вспомнил, когда читал Бенджамена.
Во "всеобщей школе" другая беда. Не "кухаркиных детей" учат как "барских", а "барских" - как "кухаркиных".

kymyl September 12th, 2015
Очень много изменилось. Модель "гимназия" работает плохо. Чем заменить? Не знаю. В некоторых местах школа считается хорошей, если там открыто наркотиками не торгуют. Какое уж тут образование...

molodiakov September 14th, 2015
Понятно, что и книжка Бенджамена, и мои рассуждения в реалиях современной российской (и не только российской) жизни - чистая маниловщина...

molodiakov September 10th, 2015
Да, с возможностью "социального лифта" для способных.

kymyl September 10th, 2015
"Когда значительная часть школьников не может удовлетворительно сдать ЕГЭ..."
Первый вопрос о качестве измерительного инструмента - ЕГЭ.
Второй вопрос о качестве преподавания.
Только потом возникают вопросы о программах и школьниках.
И еще вопрос - как у других? Может это нормально?
ИМХО

molodiakov September 10th, 2015
Очень верные вопросы. В любом взаимодействии минимум две стороны, а тут и три: школьники, учителя, бюрократы (от которых учебники, программы и т.д.). Плюс семья, которая в немалой степени определяет "качество" школьников. В какой консерватории что-то не так? Или во всех?
ЕГЭ, по-моему, просто новый коррупционный механизм.

kymyl September 12th, 2015
Если бы просто коррупционный механизм... Это механизм формирования достойного члена общества потребления. ЕГЭ учит выбирать. Как в супермаркете.
Вчера случайно узнал, что 43% населения Киева имеют высшее образование. И...?

molodiakov September 14th, 2015
Я затронул лишь одну сторону вопроса. Это не значит, что все остальные - непременно солнечные((((((

Alexander Burov November 15th, 2015
Пункт 1.
Советская модель образования частично решила озвученную проблему в виде внешкольного воспитания, дающего ценнейшую возможность очень рано приобщиться к будущей карьере или вовремя отказаться от нелюбимого/непонравившегося направления развития, а также в виде разных элитных физико-математических школ с насыщенной программой для способных. Эти полумеры, конечно, проблему не решали, но были огромным шагом вперёд. Ориентация была не на мифического «середняка», а на потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах. Но дальнейшее совершенствование этой модели не проводилось, а зря. Деградацией позднесоветской экономики потянула за собой и деградацию образования, а сейчас произошёл откат назад к уравниловке в виде ЕГЭ и ползучей ликвидации внешкольного образования как класса, превращение его в утеху для богатых родителей.

Пункт 2.
Это прямо ведёт к распаду общества на самоизолированные социальные группы, а в перспективе -- к сепаратизму. Плохо это или хорошо -- судите сами, но у Соединённого Королевства и Испании кое-какой опыт имеется. Баски и ирландцы не дадут соврать. Максимум -- билингвальные школы с изучением собственного языка и истории.

Пункт 3.
Бред. Именно огульная ориентация на так называемую «классику» привела к полному отсутствию интереса детей к литературе. Пусть и дальше перекатывают сочинения из Интернета и читают произведения «в сокращении»? Вся «классика» писалась не богами, а живыми людьми для общества с современными им взлядами и социальным укладом. И ИМХО должна изучаться в старшей школе, учениками с достаточно зрелым мозгом, и не раньше.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account