Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

"Сегодняшняя молодежь" - образца 1913 года

Прочитал интересную и нашумевшую в свое время книгу "Сегодняшняя молодежь". "Молодежь" - французская, "сегодняшняя" - 102/103 года назад, перед Первой мировой войной. Подписана псевдонимом "Агатон", за которым укрылись молодой философ и критик Анри Массис (1886-1970), уже известный моим читателям, и тоже не старый экономист и психолог Альфред де Тард (1880-1925), сын социолога Габриэля Тарда.



Книга написана по итогам личного опроса нескольких сотен французов в возрасте от 18 до 25 лет, преимущественно лицеистов и студентов и преимущественно в Париже - авторы признали, что дают портрет не всего поколения, но его элиты. Ранее на основании аналогичного исследования они подготовили и выпустили, под тем же псевдонимом, серию статей и книгу "Дух новой Сорбонны" (1911), направленную против "германизации" высшего образования Франции - прежде всего гуманитарного - которую видели в отказе от классических языков и торжестве позитивистской фактографии. "информации" над "пониманием" (интересная тема, но сейчас не об этом).
Согласно книге, новое поколение отличают от предшествующих следующие характерные черты: "вкус к действию", "патриотическая вера", "католическое возрождение", "политический реализм". Эти четыре тезиса вынесены в подзаголовок и соответствуют четырем главам. Пятая глава "Моральная жизнь" почему-то туда не попала.
Более детально портрет молодого француза 1886-1894 года рождения (исследование проводилось в 1911-12 годах) из элиты выглядит так.
Прагматизм, четкое понимание жизненных целей, анти-интеллектуализм в виде нелюбви к "самокопанию" и рефлексии ради рефлексии, социальный и политический активизм (включая популярность командных видов спорта), отрицание "искусства для искусства", патриотизм и национализм, католицизм (вера не противопоставляется знанию!), стремление к моральной жизни, ранние браки как признак более раннего духовного и социального взросления и осознания своей ответственности, понимание не только необходимости, но "чести служить" (так Массис позднее озаглавил свой первый "изборник"), усиление воинственных антигерманских настроений, падение популярности идей интернационализма, социализма, атеизма и пацифизма.
Духовные вожди поколения - Шарль Моррас, Шарль Пеги, Поль Клодель. Мориса Барреса еще чтут, но не находят у него четких ответов на вопросы о главном. Анри Бергсон помог избавиться от чрезмерного интеллектуализма и отрыва от живой жизни, но тоже не дает позитивной программы. Жан Жорес теряет паству среди молодежи. Эрнест Ренан и Ипполит Тэн - полный отстой.
Вторую половину книги составляют комментарии современников - представителей плюс-минус того же поколения, их непосредственных предшественников и педагогов - к основному тексту, ранее опубликованному в виде статей. Большая часть комментаторов соглашается с выводами "Агатона". Некоторые замечают, что семинарии и военные училища не ломятся от наплыва абитуриентов. "Агатон" отвечает, что наметил тенденцию, которая разовьется в ближайшем будущем.
Словом, молодое поколение готово к войне с Германией - что, кажется, и требовалось доказать.
"...А их повыбило железом!"
Одни, как Массис, вернулись с войны, укрепившись в своих убеждениях. Другие, как Дрие Ля Рошель, разочарованные - но запал "активизма" остался. Так что к "Современной молодежи" мне предстоит обращаться еще не раз. Добавлю, что она переиздана во Франции в 1995 г.
http://www.abebooks.com/servlet/BookDetailsPL?bi=14168408567&searchurl=x%3D55%26y%3D13%26xpod%3Don%26podrfn%3Don%26bx%3Don%26podclr%3Don%26sortby%3D17%26tn%3DLes+jeunes+gens+d%27+aujourd%27hui%26kn%3DLes+jeunes+gens+d%27+aujourd%27hui++NOT+%28%22print+on+demand%22+OR+%22printed+on+demand%22%29
Книга была прочитана очень внимательно. В моем экземпляре много карандашных помет прежнего владельца, но идентифицировать его непросто. Из дарственной надписи соавторов, раскрывших свое инкогнито, вырезана фамилия адресата - увы, характерный для Франции вид книжного вандализма (руки бы поотрывать!).



В книгу вложена визитная карточка Габриэля Гисто (1863-1931), министра народного просвещения и изящных искусств в кабинете Раймона Пуанкаре (1912-1913).



Гисто оставил этот пост в январе 1913 г., когда вышла книга, и стал министром торговли и промышленности. Экземпляр предназначался ему? - что вполне логично. Или кому-то из его знакомых, использовавших карточку министра в виде закладки?

  • 1
glueckwunsch July 20th, 2015
А зачем вырезать имя получателя? Страх за тайну частной жизни? Или боязнь каких-то репрессий?

molodiakov July 20th, 2015
Идиотское представление об "охране тайн частной жизни".
Эта книга с целым инскриптом Александру Мильерану стоила в десять раз дороже, так что...

phd_paul_lector July 23rd, 2015
Да, досадно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account