Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

По поводу распродажи библиотеки С.Г. Струмилина

По ЖЖ и ФБ прошло волнение в связи с распродажей наследниками в Москве библиотеки давно покойного академика-экономиста Станислава Густавовича Струмилина (1877-1974). Волнение вызвано не столько высокими ценами на некоторые издания, сколько самим фактом распродажи. Интеллигенты мечут молнии и громы в сторону наследников и букинистов, грозя им чуть ли не физической расправой - но уж гражданской казнью точно.
http://znanie-vlast.livejournal.com/451493.html
Глубокоуважаемый Сергей Владимирович Дедюлин написал в моем ФБ следующее:
"Потрясен всем тут навороченным - и автором, и теми кто в охотку отбивает мячик.
Первое - библиотеки ученого целиком идут высшим школам или ученикам; та часть что с маргиналиями - в отделы рукописей и редких книг; если остепененнейший и вельможный, в т ч из академиков приказененных - тут, в столь духовной-передуховной державе!.. Стране читателей!.. Государстве знаний!.. - да вспомните: каждый американский президент дарил или завещал свою и много побольше библиотеку - одному из штатов...
Второе - если книжное собрание минимально ценное - то в самой распоследней из мало-мальски цивилизованных стран устраивается аукцион с каталогом и с извещением заранее всех в мире заинтересованных учреждений... А тут - СРАМОТИНА!.. Туши свет".
Как человек, не раз выступавший против интеллигентской фетишизации Книги, не могу молчать.
Два года назад я подробно высказался на эту тему
http://molodiakov.livejournal.com/181893.html (комментарии тоже непременно стоит прочитать).
Сказанное надо кое-чем дополнить.
По данному случаю.
Во-первых, библиотека Струмилина распродается давно: книги из нее я встречал в продаже в московских магазинах и в сети лет 10 назад. Почему такое волнение именно сейчас!
Во-вторых, при всем возможном уважении к заслугам покойного, на "мемориальную библиотеку" он "тянул" только при советской власти. Об издании каталога речи нет, а вот статья с описанием была бы полезной.
В-третьих, сколько-нибудь по-настоящему ценных или значимых книг при распродаже его библиотеки я не заметил. Другой вопрос - что в ней было при жизни владельца.
По ситуации в России.
На основы существующего конституционного строя я не посягаю, но решительно не советую что-либо дарить любым российским государственным учреждениям, хотя раньше сам не раз дарил. Даже если Вы полностью уверены в людях, которым передаете книги! Ибо завтра могут прийти другие и...
Фраза глубокоуважаемого С.В. Дедюлина: "Если книжное собрание минимально ценное - то в самой распоследней из мало-мальски цивилизованных стран устраивается аукцион с каталогом и с извещением заранее всех в мире заинтересованных учреждений" - представляется мне, мягко говоря, преувеличением, особенно насчет "самой распоследней" и "всех в мире" (Япония тут явно не в счет). Распродажи собрания именно как единого собрания (а мы вообще говорим о рабочей библиотеке!) с выпуском каталога случаются все реже и реже, даже во Франции, где это принято. Книги из библиотек, купленных целиком, обычно попадают в текущие бумажные или сетевые каталоги "среди прочих". В сети их легко выуживать по ключевым словам - фамилиям и т.д.
Кстати, и в Америке - стране намного более книжной, чем кажется многим в России, - библиотеки распродают полученные ими в дар или по завещанию книжные собрания, когда много дублей и негде хранить. И это тоже правильно!
Суммирую: когда книги в продаже - это ХОРОШО. У них есть шанс попасть к тем, кому они нужны (подаренное выбрасывают чаще, чем купленное), и следовательно СОХРАНИТЬСЯ.
Отдельная тема - заоблачные цены и смерть дешевой букинистики. Вот это очень грустно!

  • 1
scabon July 11th, 2015
Тут, как мне кажется, есть ряд тонкостей, на адекватное обдумывание и изложение которых у меня сейчас нет времени, но в целом соглашусь, что фетишизация книг не есть хорошо.

Больше же всего меня удивила реплика о том, что "каждый американский президент дарил или завещал свою и много побольше библиотеку - одному из штатов". Это, скажем так, не совсем верно. Например, бездетный Вашингтон оставил свою библиотеку племяннику (http://www.mountvernon.org/research-collections/digital-encyclopedia/article/george-washingtons-library/). Джефферсон свою первую библиотеку продал федеральному правительству в 1815-м году, так как нуждался в деньгах, а вторую, собранную после 1815-го года, продали на аукционе в 1829-м, чтобы уплатить оставшиеся после его смерти долги (http://www.loc.gov/exhibits/jefferson/jefflib.html). Мэдисон хотел раздать свою библиотеку друзьям, родственникам и библиотекам, но бОльшая часть книг была продана на аукционе, чтобы оплатить долги его приёмного сына (http://www.montpelier.org/james-and-dolley-madison/james-madison/james-madison-reading-list). Джон Куинси Адамс оставил свою обширнейшую библиотеку сыну (http://millercenter.org/president/biography/jqadams-life-after-the-presidency), который потом построил знаменитую Stone Library, семейную библиотеку (http://www.nps.gov/adam/learn/historyculture/collections.htm)

tan_y July 11th, 2015
Хм. Интересно было бы посмотреть на некий общий всемирный список, кто куда дел свою библиотеку.

molodiakov July 11th, 2015
Я бы тоже такой посмотрел))))

tan_y July 12th, 2015
Ну! Базу данных такую сделать, чтобы можно было сортировать по периоду, стране и профессии.

molodiakov July 11th, 2015
Письмо С.В. Дедюлина очень эмоциональное и должно восприниматься именно в таком качестве.

rommedahl July 11th, 2015
Не могу не вставить свои пять копеек в виде цитаты из довольно известного американского поэта и гравюрного коллекционера Артура Дэвисона Фике (интересно, не встречался ли с ним Джордж Вирек?):

"В общественных собраниях гравюра мало кому приносит пользу или приносит удовольствие, в то время как в частном собрании польза и удовольствие владельца и его друзей велики и равные возможности запросто открываются любому, кто способен ими воспользоваться. По этой причине представляется лучшим, чтобы после смерти коллекционера его гравюры были проданы, чтобы, как завещал Эдмон де Гонкур относительно своей коллекции, эти сокровища, бывшие столь великим источником личной радости для владельца, могли перейти в руки того, кто найдет в них столько же удовольствия. «Мое желание, - написал он в завещании, - в том, чтобы мои рисунки, мои гравюры, мои антикварные вещицы, мои книги – короче говоря, все те произведения искусства, что составляли радость моей жизни, - не были погребены в равнодушной гробнице музея и не стали поводом для глупых взглядов равнодушных пришлых. Я требую, чтобы они были рассеяны аукционным молотком, чтобы удовольствие, полученное мной от каждого из этих предметов, снова повторилось у тех, кто в некотором роде разделяет мой вкус»".

У него, как и у де Гонкура, речь про театральные листы и дальневосточный антиквариат, но, на мой вкус, с книгами примерно та же ситуация.

molodiakov July 11th, 2015
Согласен со словами де Гонкура и Фике почти полностью. Почти - потому что тематические коллекции, ценные именно полнотой подбора, лучше сохранить или хотя бы тщательно описать. А коллекцию "хороших книг" (гравюр) и т.д. лучше распродать на радость другим собирателям - но опять-таки с каталогом.
Вирек почти наверняка был знаком с Фике - это один круг. Фике мне мил как соавтор Уиттера Биннера по сочинению "Спектры" - когда-нибудь отдельно напишу о ней.

koukhto July 11th, 2015
Я не соглашусь по поводу цен на книги.
Прекрасно понимая, что у меня уже профессиональная деформация, все равно не соглашусь.
Многие очень хорошие книги теперь стоят очень дешево, гораздо дешевле, чем пять-десять лет назад.
И очень важно, что
- они стоят дешевле их переизданий
- они стоят дешевле их ксерокопии в РГБ.

По поводу распродажи книг, как это у них и у нас. Это из области фантастики, которую надо читать поменьше (с). Все у всех устроено в меру разумения личностей, библиотеку распродающих. Хотите быстро денег, продаете полками, хотите денег через пару лет - садитесь описывать, нанимаете библиографа...

А по факту.
Я бы не назвала произошедшее ни скандалом, ни возмущением, ни волной.
Исходник вот: http://vas-s-al.livejournal.com/593006.html
Шел молодой человек по антикварным рядам ярмарки, увидел табличку "книги из биб-ки зам.главы Госплана СССР С.Г. Струмилина" и, о чудо!, молодой человек даже знал, кто это такой. Понравилась ему книга, спросил, сколько стоит, ему ответили, он выразил сожаление, что дорого и отфотографировал книгу целиком, попутно ему еще подсказали, где искать похожее. Мирно ушел. Написал постинг, вроде бы мирный, но на самом деле не очень: не афишировал подробности общения, снабдил постинг завершением "Ощущение, что надо что-то делать и куда-то бежать, но куда - непонятно", явно требовавшим каких-то действий от молодых, придерживающихся левых взглядов. В меру мировоззрения и воспитания, молодые высказались. Ну, конечно, отобрать, капиталистов наказать, бедным студентам и аспирантам книги про советскую и российскую нефтянку с автографами авторов Струмилину отдать.
Все.

Если написать много букв с объяснением кто-что-зачем-и-почему комментаторы их читать не будут. Книги для советского человека вещь сакральная, а с тех пор как советский союз отдалился от нас на пару десятилетий, то популярным не только у книжников стало рассказывать о голубом тогда небе, а сейчас у нас опять мерзкие капиталисты.
И пылкий вьюнош точно обойдется без моих комментариев.

В общем образования тут не получится, каждый все равно останется при своем мнении, какие бы аргументы кто не приводил.

molodiakov July 11th, 2015
КНИГИ ДЛЯ СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЬ САКРАЛЬНАЯ!
Вот Вы и сказали главное! Вот о том я и пишу! И это у меня давно вызывает резко негативную реакцию!
Насчет цен у меня, наверно, своя "деформация", ибо последние лет 15 покупаю почти исключительно по "мировым ценам")))

koukhto July 12th, 2015
сорри, за то, что все стерла, так будет лучше.

molodiakov July 13th, 2015
Совершенно зря стерли, по-моему.
Под "мировыми ценами" я имел в виду лишь разницу цен на книги с автографами русских авторов в России и, скажем, французских - во Франции. Европейский и американский рынок видится мне разумно "многоэтажным", когда цены на автографы одного и того же автора могут различаться на порядок, а то и на два (!) - в зависимости от издания, адресата, сохранности и т.д. А в России все идет по верхней границе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account