Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Какую литературу следует преподавать в школе: ящетаю

Я скажу неожиданную (прежде всего для самого себя) вещь, но сегодня я согласен с начальником прачечной (и частично - даже с кем-то из Госдуды).
Я уверен, что в обязательную школьную программу по литературе бессмысленно включать произведения такого объема, как "Война и мир", "Преступление и наказание" и даже "Отцы и дети" (если "Что делать?" там еще остается, выкинуть нахрен немедленно). Изучать их в отрывках - издевательство прежде всего над самими произведениями. Но сколько школьников - честно - читает их целиком?! Думаю, хорошо, если один процент. Читающие мой пост наверняка читали. И я читал - причем не только эти романы, но и собрания сочинений их авторов (кроме Чернышевского), еще в школе.
Это, разумеется, не значит, что "классиков" вообще не надо изучать. СМЕНИТЕ "ФОРМАТ", благо есть такая возможность по всем авторам. Чем плохи "Арабески", "Вешние воды", "Белые ночи", "Казаки" или "Дуэль"? Но это читабельно, умопостигаемо - и ИНТЕРЕСНО. Большие романы те, кому это надо, непременно прочитают самостоятельно. А те, кому не надо, - тем и не надо.
Надо дать гораздо больше ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА, потому что для современного человека знать Булгакова важнее, чем знать Тургенева, Набокова - чем Чехова и т.д. Девятнадцатый век бесповоротно стал для нас восемнадцатым - и не будем закрывать на это глаза. "Для нас Державиным стал Пушкин, нам надо новых голосов". Кстати, а вот Пушкин - ай да... молодец! - не стареет, особенно как прозаик.
Надо дать гораздо больше СТИХОВ, благо тут уж богатства просто уму непостижимые и на любой вкус.
Произведения в программе должны быть живыми, интересными и читабельными, иначе их школьное "прохождение" насмерть отбивает охоту к дальнейшему чтению серьезной литературы. Есть исключения в виде блестящих педагогов, но это именно исключения. Мне повезло: я с детства слишком сильно любил литературу, поэтому мне любовь к ней в родной московской спецшколе № 41 (какой номер сейчас, не знаю) не отбили. Русских классиков позапрошлого века собраниями сочинений я прочитал сам, но потом не перечитывал и перечитывать не буду. Потому что есть еще много других замечательных книг.
Но чиновники все равно сделают какую-нибудь хреновину...

  • 1
(Deleted comment)
molodiakov April 3rd, 2015
Сочинения - старая гимназическая традиция. Но оскомина до сих пор осталась, это правда.
Нужная какая-то новая форма "реакции" на произведения.

Им и это не надо, увы!

mdashkovskaya April 2nd, 2015
И да, согласна, и нет, не согласна. Я помню себя удивительно взрослой в свои 17. Все время сдачи выпускных экзаменов я читала собрание сочинений Достоевского - с увлечением. Позже я его так не читала, увы! И я прочла в школе всю программную литературу - тоже с увлечением. Можно считать, что я все поняла? Нет, конечно. Но я потом многое перечитала и по многу раз. То есть была заложена любовь и стимул читать. Я - особенная? Да, нет - в нашем физико-математическом классе многие очень любили литературу. И "Мастер и Маргарита" как раз был издан в журнале "Москва" и попал нам в руки в нашем 9-классе - передавали из рук в руки. Прекрасный учитель - Людмила Михайловна Резник - начинала изучение нового произведения с теста на его прочтение:) Урок литературы был - время и место для выражения собственого мнения. Лучше ли "Белые ночи", чем "Преступление и наказание"? Вопрос спорный - "Преступление и наказание" - динамичный и увлекательный - философские слои под живым сюжетом. Вот стихов надо больше - все стихи, с которыми впервые встретилась в школе, знаю наизусть - особенность нашей памяти. Я бы число уроков литературы увеличила в разы. Но государству думающие люди мешают, поэтому, хреновина обеспечена.

Re: Им и это не надо, увы!

molodiakov April 3rd, 2015
Речь именно об ОБЯзАТЕЛЬНОЙ программе, т.е. некотором минимуме "для всех". Это нужно не всем. А на обязательный минимум можно наращивать до бесконечности.

tan_y April 2nd, 2015
начальника не читала, а с вами согласна. "Девятнадцатый век бесповоротно стал для нас восемнадцатым" - эх...

molodiakov April 3rd, 2015
Я даже не столько за "меньше девятнадцатого", сколько за "больше двадцатого".

phd_paul_lector April 2nd, 2015
главное, чтобы не заставлять учить, как у Власа Дорошевича, "то, что положено знать о произведениях". Ну это всё - "Онегин как "лишний человек"", "социальная проблематика в "Горе о ума"", "женские образы в романе "Преступление и наказание""...

molodiakov April 3rd, 2015
Именно! Есть в "Горе от ума" социальная проблематика? Есть. И только она? Нет. Ну и так далее(((

lucas_v_leyden April 2nd, 2015
А по мне - так пусть терпят. Все равно школа - мучение и гадость, так пускай хоть "Войну и мир" читают. А вот физику-шмизику я бы вообще убрал до минимума, например (оставил бы для желающих). То есть после начальной школы все образование свелось бы к:
а) уроки компьютерных премудростей
б) иностранные языки (включая латынь и греческий)
в) физкультура, труд, домоводство
г) русская и зарубежная литература.
д) всемирная история
Остальное же - только по вкусу.

tan_y April 2nd, 2015
это прямо революция в образовании...

vadiml April 3rd, 2015
> Читающие мой пост наверняка читали

Я "войну и мир" только 1й том в школе осилил, и после школы мне Толстой совсем не пошёл.

А вот у Достоевского если бы заменял на что-то небольшое, то можно набрать частей из Дневника писателя -- многое оттуда и сейчас читается как современное.

molodiakov April 4th, 2015
Дневник писателя все же не "литература". Хотя читать его, бесспорно, стоит - как и "Бесов"! Если уж нужно Достоевского с "достоевщиной", то "Игрок" или "записки из подполья". Но в нынешних условиях как-то трудно представить их в школьной программе...

thrasymedes April 4th, 2015
Почти всё ценное в литературе 20 есть продолжение литературы 19 - как же её не изучать ? Вообще, литература 19 - ценнейшая часть нашего наследия, если её отбросить, то что же тогда сохранять ?
Веками в школе изучали гораздо более устаревшую литературу - Библию - и ничего, большого вреда это не принесло.
Изучать, конечно, надо по-другому. Но как ? Не знаю. Ваши предложения мне сомнительны - разумно изучать те произведения, которые сам автор считал важнейшими, а не самые короткие
Учить больше стихов ? Согласен ! В жизни пригодится

Предпочёл бы не знать Булгакова. Даже странно, как можно его сравнивать.

molodiakov April 5th, 2015
Я имею в виду лишь обязательную школьную программу-минимум для всех, с поправкой на то, КТО изучает, КТО преподает, СКОЛЬКО часов и т.д. А так, конечно, чем больше читать, тем лучше. В том числе и литературу 19 века; а в поэзии необходима и вторая половина 18, точнее с Ломоносова.
Насчет литературы 20 века - "большое видится на расстоянии". Первая половина века уже "видна", вторая пока не очень.

phd_paul_lector April 6th, 2015
Библию и сейчас не помешало бы изучать: и никакая она не "устаревшая", поскольку вокруг неё построена, считай, вся европейская культура. Вон, бывало, перевожу какую-нибудь фантастику, а там аллюзии библейские, скрытые цитаты...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account