Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

Книги Джорджа Вирека-25: "Семеро против человека" (1941)

В предыдущей серии речь шла об антитоталитаристской книжке Вирека, в сегодняшней - о книжке с оттенком искушения тоталитаризмом.
В 1940 г. в ежеквартальнике Оклахомского университета «Books Abroad» появилось эссе Вирека "Семеро против человека", год спустя выпущенное отдельным изданием. «Семь мятежных духов нанесли человеческому сознанию раны, которые могут оказаться смертельными: Галилей, Лютер, Руссо, Дарвин, Маркс, Фрейд, Эйнштейн», – заявил былой поборник анархизма, свободомыслия и психоанализа.

SevenB-Cov

«Галилей лишил человека достоинства, Лютер – морального закона, Руссо – дисциплины, Дарвин – божественности. Маркс поставил под угрозу собственность. Фрейд убил любовь. Оставался один мост в бесконечность, один выход – абстрактная наука... Пришел Эйнштейн, и всё стало «относительно»», – суммировал Вирек, хотя сам Эйнштейн предупреждал его против подобной трактовки. Неожиданно выглядели проклятия Фрейду: «Если христианство, по выражению Ницше, добавило каплю яда в чашу Эроса, то Фрейд опустошил этот сосуд и наполнил его полынью и падалью. Психоанализ превратил девять муз в сублимированные неврозы, и на обломках наших мечтаний Эдип танцует жуткий венский вальс с Нарциссом».
Что делать? «Тоталитарная идея может спасти нас от крушения в бурю; в трудной ситуации она может послужить временным убежищем странам и людям». В отдельном издании далее шел текст, отсутствовавший в первой публикации: «Национал-социализм был единственным спасением Германии в конкретных обстоятельствах времени и истории. Новая энергия, которую высвободил у народа гений Гитлера, может вознаградить немцев за жертвы ради железной дисциплины, к которой нацистская вера принуждает индивидуум. Но национал-социализм – не всеобщая панацея. Это не конечная стадия эволюции, независимо от того, сколько просуществует Третий Рейх. Гитлер – человеческий феномен, не имеющий аналогов: наполовину мистик, наполовину реалист, наполовину Мухаммед, наполовину Наполеон. Германии особенно повезло, поскольку она выдвинула самого динамичного воина, государственного деятеля и законодателя нашего времени, если не всех времен».
В финале Вирек попытался «сдать назад»: «Коллективизм как конечная цель несовместим с человеческим достоинством. Коллективизм, если только он не примет неведомые сейчас формы, означает конец любого прогресса и навеки низводит человека до состоянии насекомого, которое платит за упорядоченную жизнь полной потерей индивидуальности... Лично я предпочитаю благородное прошлое и менее бесславное будущее».
Журнал разослал оттиски эссе известным людям с просьбой высказаться. Лауреат Нобелевской премии мира Николас Батлер увидел в нем «мощный вызов нашим представлениям о человеческом прогрессе». Эптон Синклер заметил: «Некоторое время назад Вирек поступил на службу к нацистам, и статья показывает, что эта служба не приносит счастья или удовлетворения умному человеку». Эйнштейн промолчал.
Примечательный отклик оставил на своем экземпляре некий - предположу, достаточно близкий - знакомый автора по имени Билл (пока я не смог точно установить, кто это):

SevenA-Ottisk

«Я бы посоветовал назвать этот выпад «Восемь освободителей человека», разделавшись заодно с Иисусом. Дьявольщина такого сорта принадлежит к средневековой схоластике. Похоже, Сильвестр, ты думаешь, что опоздал родиться на 500 лет. Дорогой Сильвестр, с каких пор «человек» и «Вирек» стали синонимами? И откуда ты взял, что человек потерял веру. Ты имеешь в виду, что Вирек потерял веру, не так ли? С моей точки зрения, человек никогда не был так тверд в своей вере и в понимании ее важности – благодаря Гитлеру, который бросил ей вызов».
Отдельным изданием эссе вышло в 1941 г. в издательстве «Flanders Hall», которое тайно финансировал и контролировал Вирек (этот сюжет достоин отдельного рассказа). Директор издательства Зигфрид Хаук написал к ней восторженное предисловие.
Украшением моего собрания является корректура отдельного издания с другим вариантом обложки и пометой Вирека о том, что это оформление было отвергнуто. В него же вклеен оттиск с приведенным выше отзывом Билла, который, следовательно, был известен автору.

SevenA-Cov

SevenA-Ins

Несмотря на одиозность книжки, автор и после войны дарил ее (видимо, был запас) - например, своему бывшему однокашнику по Городскому колледжу Нью-Йорка Дэвиду Штейнману, известному инженеру-мостостроителю и поэту-любителю.

SevenB-Ins1

  • 1
thrasymedes July 21st, 2014
""Галилей лишил человека достоинства, Лютер – морального закона..." - не просто легкомысленно, а прямо загадочно, как можно опуститься до столь "жёлтого " уровня.

Квантовая механика действительно оказалась большой проблемой для оснований физики. Теория относительности ни в малейшей степени проблем не создала. Понятно, что человек далекий от физики не обязан в этом разбираться, но почему тогда это его так беспокоит ?

molodiakov July 22nd, 2014
Аффиар жжот, хотя "желтизны" я тут не вижу. Так он и не скрывал, что жжот.
Именно на этой книжке он написал "Я не всегда согласен с самим собой". Но это я отложил на сладкое - для биографии.

molodiakov July 23rd, 2014
Волны с перехлестом - да, причем с сильным, даже как будто нарочитым. Но причем тут "желтизна"?
Вообще странная книжка. Как будто Вирек нарочно хотел позлить читателя.

phd_paul_lector July 23rd, 2014
так типичный наброс, как в ЖЖ :)

только в ЖЖ можно обойтись более коротким текстом

molodiakov July 24th, 2014
ИМХО, стоит прочитать весь текст прежде чем так решительно судить.

phd_paul_lector July 24th, 2014
это была как бы шутка

thrasymedes July 23rd, 2014
Про Руссо, Дарвина, Маркса и Фрейда - преувеличение и односторонность, но всё же по существу их концепций. Спор с реальным, а не воображаемым противником.
Про Галилея и Эйнштейна - создание сенсации на пустом месте, спор с собственными фантазиями. Вот это я и назвал "желтизной"
Как Лютер лишил нас морального закона мне вообще не понятно

molodiakov July 24th, 2014
Про Лютера много чего интересного писали)))) но несколько странно было ожидать этого от Вирека.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account