Василий Молодяков


Previous Entry Share Next Entry

В календари не занесен, или Объяснение в любви Михаилу Щербакову

Если кто-то из читающих вдруг не знает, кто такой Михаил Константинович Щербаков, - сначала непременно послушайте. Причем его самого, а не, что о нем говорят и пишут.
Я полюбил Щербакова с первой песни, которую услышал. Это было лет 10 назад - всего-навсего! - или около того. До того момента я даже не слышал его имени. Первое, что я услышал, был альбом "Другая жизнь", начинающийся с одноименной песни "Другая жизнь в цвету...". Услышав ее, я обалдел. Потому что услышал то, что давно хотел услышать и нигде не находил. С тех пор я слушаю его постоянно, хоть не все подряд и порой (увы) с большими перерывами.
Я пока не решил для себя только одну вещь - гений Щербаков или нет. То, что он уникален, - бесспорно. То, что он эпоха, - бесспорно. Бесспорно и то, что он прекрасный поэт, - это проверяется чтением его стихов на бумаге (ничего личного, но попробуйте почитать на бумаге Олега Митяева).
Константин Крылов как-то сказал, что Щербаков - безукоризненная имитация гения. Крылов, конечно, известный парадоксалист, но в сказанном есть доля правды.
Для гения в Щербакове слишком много игры, филологии, сплетения словес - бессмысленного, но пленительного. В чем ему не откажешь, это в пленительности и обаянии. Здесь он не знает равных.
Щербакова надо слушать много и внимательно, причем альбомами, не доверяя никаким избранным, в том числе авторским. Не знаю, то ли он подлаживается под "свою" публику, то ли у него есть четкое представление о том, как он хочет и должен выглядеть на публике. И только при внимательном сквозном прослушивании сквозь милые песенЬки прорывается такое, что однозначно уверяет меня: Щербаков - гений.
Такие песни - не пугайтесь и не возмущайтесь - я про себя (и для себя) называю "фашистскими". Какие именно? Например такие:
1. Сердце ангела ("В календари не занесен, не изловим арканом...").
2. Травиата ("Юность кончилась -  и чудесно...").
3. Конец недели ("День словно в стороне висел...")
4. Просьба ("Не умирай в камышах на подвижном песке...").
Кто знает их - надеюсь, поймет меня и найдет свое определение.
Я думаю, эти песни - "не читки требует с актера, а полной гибели всерьез" - будут звучать и тогда, когда позабудутся "герой молодой человек", "несчастный друг господин NN" и многие другие симпатичные персонажи.
Равно как будет звучать несравненное и гениальное "Целое лето".
Пошел переслушивать дальше.
Михаил Константинович, мы вас любим!

  • 1
smolensky September 26th, 2013
Как сейчас принято говорить, "яростно плюсую".

Я впервые услышал Шербакова, страшно сказать, в 1987 году, еще в студенчестве. Хорошо помню свое тогдашнее впечатление - это было как удар током. Причем услышанные тогда песни были довольно ранними, весьма незрелыми по его меркам - о них он впоследствии предпочитал не вспоминать, а всё самое интересное оставалось еще впереди. Получается, что я слушаю его уже 26 лет. Вопроса, гений он или не гений, для меня никогда не было. Абсолютный гений.

Согласен и с оценкой "Целого лета" (полагаю, вы имели в виду весь альбом, а не одну только песню). Это его вершина - один "Кордебалет" чего стоит. На последующих альбомах, как мне кажется, неухватимый вкус гениальности стал очень медленно, но таять - хотя поэтическая изощренность по-прежнему на высоте, и каждая новая песня всё так же сулит наслаждения. А может, его гениальность просто обогнала мои слушательские способности. Если так, буду тянуться.

molodiakov September 26th, 2013
Я ждал Вашего отзыва и очень за него благодарен.
Могу пожалеть, что не слышал Щербакова раньше, но не буду - я услышал его вовремя (для себя). Но и в самых ранних его вещах, ныне самим автором (почти) не признаваемых, есть такие бесспорные, на мой взгляд, шедевры как "Восемнадцатый февраль" и "Вершит народ дела свои...".
Говоря о "Целом лете", я имел в виду конкретную песню, а не альбом. Не могу сказать, какой альбом мне нравится больше, но категорически не согласен, что что-то (тем более гениальность!!) там "тает". "Once" - где "Травиата" и "Быстров" - по-моему, новый взлет "за пределы предельного". Честно говоря, я не въехал в "Райцентр" (который показался мне перепевом: "Фридрих" - перепев "Сердца ангела", нет?); "Чужую музыку" еще не слышал. Но в общем Михаил Константинович, безусловно, рулит!!


Edited at 2013-09-26 01:49 pm (UTC)

smolensky September 27th, 2013
Я вам завидую - у вас впереди знакомство с "Чужой музыкой". Там, среди прочего, есть совершенно волшебная "Песнь о неведении", которая любого скептика успокоит - мол, на месте гениальность, никуда не делась.

Песня "Вершит народ дела свои" называется "Шансон". Я ее, помнится, даже исполнял в далеком 1988 году на Вечере песни в ЛЭТИ, заявив организаторам как "Год змеи". Они меня поправили - дескать, "Шансон" она называется. Тоже фанатели не по-детски.

molodiakov September 28th, 2013
Да, знакомство с "Чужой музыкой" я предвкушаю! А вот "Райцентр" переслушал - не-по-ни-ма-ю!
Добавил в список еще одну "фашистскую" вещь.
Вот еще о чем подумал. Вы открыли для себя Щербакова тогда, когда он еще почти не был "Михаилом Щербаковым" - и росли вместе с ним))) А многие из его давних поклонников (говорю о тех, кого знаю) так и остались в эпохе (на уровне?) "капитана бравого" и "героя молодого человека".

Edited at 2013-09-28 02:13 am (UTC)

smolensky September 29th, 2013
Я тоже таких встречал - но это, в основном, публика из системы КСП. У них жесткие требования к кумирам - чтобы только под гитару, чтобы не очень много аккордов и чтобы хотя бы изредка про костры и палатки. А Щербаков и вовсе не желает называть себя бардом - значит, скурвился.

Почему перечисленные песни составляют у вас особую категорию "фашистских", уяснить не смог. Из них мне мила лишь третья ("Конец недели"). Но это, наверное, по чисто музыкальным причинам.

А что непонятного в альбоме "Райцентр"? По-моему, такое же собрание песен, как и любое другое. Альбом "Ложный шаг" видится мне куда более загадочным. Обожаю песню "Чужая музыка 1" ("Кроме тебя, Дункан..."), помню ее наизусть, часто бормочу - но не понимаю в ней вообще ничего. Воспринимаю слова как часть музыки. Этим она напоминает мне многие песни БГ.

molodiakov September 29th, 2013
"Фашистский" очень индивидуальный термин. Скажу по-другому: веет Эволой))) Как-то раз мы с одним другом говорили о стихотворении Бродского (которого оба любим) "Одной поэтессе" (которое оба любим). Он называл его "джазовым", я - "эпическим". Выяснилось, что говорили об одном и том же.
Стихи "Райцентра", на мой вкус, "лишены всякого человеческого содержания", как сказал один критик о молодом Брюсове. В "Ложном шаге" я особенно люблю - и, как мне кажется, понимаю - "Красные ворота", "Рыбу" и "Интермедию 4". Как гениально сказано: "Трагический во всем недопочин"!!!

roman281990 September 26th, 2013
Огромное спасибо за наводку! Включил песню "Другая жизнь" и сразу понял, что это моё. Буду слушать так как вы заповедовали - от альбома к альбому, ибо доверяю =)

molodiakov September 27th, 2013
Надеюсь, Вы получите большое удовольствие - и сверх того!

glueckwunsch September 27th, 2013
Услышал Щербакова давно, слушал его помногу, сейчас чуть меньше. Насчет подстраивания под публику я бы поспорил, - на концертах он как раз занимается тем, что изящно её высмеивает и остроумно уходит от острых вопросов в записках. Из очень коротких эпизодов личного общения с ним у меня о нем сложилось впечатление, как о человеке очень самоуверенном, в чем-то даже самовлюбленном и даже желчном. Хотя может это и маска для общения с невмеру напористыми поклонниками :-)

Песни и стихи у него, безусловно, гениальные. Но боюсь, что круг его поклонников слишком узок, чтобы его запомнили надолго.

У меня есть DVD-сборник всех его песен, в том числе архивных записей и стихов в личном исполнении. Если интересно, - могу вам презентовать при личной встрече 7-го.

molodiakov September 28th, 2013
Спасибо за интересный комментарий.
"Подстраивание" под публику я имел в более широком смысле, нежели поведение на концертах, - скорее стратегию самопрезентации: что он сам выделяет в своем творчестве. Авторские "избранные" далеко не всегда удачны: классический пример - автоизбранное Брюсова "Кругозор" (1922), по которому точно НЕ следует знакомиться с его творчеством.
Щербакова я "живьем" никогда не видел и не слышал (увы), а ролики в Ютьюбе не понравились. Поэтому у меня очень "чистое" впечатление - от записей и от текстов.
Остается - оригинальное. Поэтому я абсолютно уверен в том, что Щербаков "останется". В русской поэзии - тоже.
Спасибо за Ваше предложение, но откажусь: будете смеяться, мне не на чем слушать DVD. Я покупаю все оригинальные диски Щербакова - видимо, библиофильская привычка к первым изданиям.

glueckwunsch September 28th, 2013
В свое время я как раз получил жесткую отповедь от автора, когда попытался получить у него автограф на этот сборник, поскольку он пиратский. Проблема в том, что многие старые записи, среди которых есть совершенно замечательные вещи вроде первой редакции "Мая", "Песенки пажа", "Я живой механизм...", "Теплый дом, сытный стол..." и многих многих других, так вот, - эти записи нигде так и не были изданы и не исполняются. Щербаков просто отказался от них и заявил, что их не было. Эта запись - единственная возможность их услышать.

Если вы отказываетесь из принципиально антипиратских убеждений - воля ваша. А если проблема чисто техническая, то её легко решить. Могу переписать все на флешку и презентовать вам, или записать на CD либо в виде MP3-файлов, либо в виде CD-Audio.

molodiakov September 28th, 2013
Нет, не из антипиратских)))) (хотя таковые у меня тоже имеются). Как коллекционер готов поступиться принципами)))) За флешку или CD буду очень признателен)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account